Лидерство и руководство. Виды лидерства

Лидерство - способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием" "цель". Действительно, нелепо выглядел бы лидер, не имеющий цели.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. "Безумство храбрых" - вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Чем отличается лидер от руководителя?

Неформальный лидер выдвигается "снизу", а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Большие социальные группы

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.

24. Понятие «социально-психологическая атмосфера» и «социально-психологический климат»

Атмосфера социально-психологическая – конкретная форма проявления духовной жизни общества, органический сплав идей, взглядов, социальных чувств, настроений, побуждений, воли. А. с.-п. динамична, ей свойственно преобладание определенных нравов, ценностей, взглядов, установок и стереотипов. А. с.-п. социалистического общества формируется в процессе созидательного труда, высокой социальной активности во всех сферах жизнедеятельности, воспитания масс в духе научного материалистического мировоззрения, коммунистической морали.

Понятия «А. с.-п.», «психический настрой общества», «социально-психологический климат» не тождественны. А. с.-п. проявляется через характер психического настроя людей, который может быть деятельным или созерцательным, пессимистичным, целеустремленным или анархичным, будничным или праздничным. Духовная атмосфера — специфическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения. А. с.-п. — постоянно изменяющаяся и подчас неуловимая сторона коллективного сознания и настроения. А. с.-п. обозначает ситуативные перемены в преобладающем настроении людей в отличие от социально-психологического климата, который понимается как относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива. Атмосфера взаимного внимания, уважительного отношения к человеку, духа товарищества, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, с требовательностью как к другим, так и к себе,— фактор здорового морально-психологического климата. А. с.-п., обнаруживающая себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, сказывается и на отношении людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А. с.-п. складывается под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности коллектива, характеризует внутренние психологические аспекты человеческой среды, определяет представление человека о его производственной деятельности. А. с.-п. оказывает существенное влияние на развитие коллектива, определяет меру вовлеченности каждого индивида в коллективную деятельность, ее характер, направленность, эффективность.

Влияние А. с.-п. на личность и коллектив может быть как стимулирующим, так и тормозящим активность и энергию личности. Важно в этой связи в процессе формирования А. с.-п. опираться на ясные цели и значимые для общества и членов коллектива задачи. Здоровая А. с.-п.— один из решающих факторов успешной жизнедеятельности человека во всех сферах социалистических общественных отношений, важнейшее условие совершенствования советского образа жизни и формирования нравственно-здоровой и развитой личности. Состояние А. с.-п. важно для оптимизации процесса коммунистического воспитания.

Наши рекомендации