Руководство и лидерство в организации: понятия, стили руководства, теории лидерства

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительств. учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологич., эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом.

Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

- видение ситуации в целом;

- способность к коммуникациям;

- доверие сотрудников;

- гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей

Стиль руководства ‑ типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

Авторитарный.Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Личное установление целей и выбор средств их достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Демократический.Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях.

Либеральный.Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации. Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали.

Теории лидерства.

Концепция атрибутивного лидерства.Данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.

Концепция харизматического лидерства.Имеются две противополож. позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организ. эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества. Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Теория строится на комбинации качеств и поведения лидера.

Концепция преобразующего лидерства. Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.

52. Природа конфликта: понятие, виды, структура, динамика, стратегии поведения в конфликтной ситуации, методы управления конфликтом.

Конфликт – сложное совместное действие двух или более индивидов, групп, характеризующееся, с одной стороны, реализацией намерений, с другой – сопротивлением, противодействием.

Виды:

По отношению к субъекту

1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2) Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

3) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4) Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

Конфликты по протеканию делятся на:

кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);

продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения выделяют конфликты:

деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Структура

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт. В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют.

В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется).

Динамика

1. Осознание противоположности интересов, возникновение разногласий

2. Активизация инициирующей стороны, противоборствующее поведение

3. Ответная екция на противоборство

4. Отсутствие взаимопонимания, эмоциональное напряжение

5. Демонстрация и использование силы (власти)

6. Оправдание каждой стороной своих действий и интересов

7. Тупиковая ситуация

10. Степень готовности к переговорам по урегулиованию:

а) несогласие с ведением переговоров – отсутствие возможности урегулирования

б) готовность к переговорам, достижению соглашения, компоромисса

Стратегии поведения

Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение.

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждением, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Такое поведение неконструктивно, так как партнер в лучшем случае пассивно подчиняется диктату при внутреннем несогласии.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентами путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

Компромисс. Действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никтоне выигрывает, но и не теряет. Нередко этот вариант используется для манипулирования партнером.

Упр-е конфликтами – процесс целенаправленного воздействия на персонал орг-ции с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведение поведения уч-ков конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.

Методы упр-я конфликтами:

Внутриличностные – воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной орг-ции своего собственного поведения, в умении высказать свою т.з., не вызывая защитной реакции со стороны оппонента (метод «я-высказывания»).

Структурные – воздействуют на уч-ков организационных конфликтов, возникающих из-за неверного распределения ф-ий, прав и ответ-ти, плохой орг-ции труда (метод разъяснения требований к работе, разработка или уточнение общеорганизационных целей).

Межличностные – выбор стиля поведения уч-ков конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов (метод принуждения – попытка заставить принять свою т.зр. любой ценой; метод реш-я проблемы – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными т.зр., чтобы понять причины конфликта).

Переговоры – набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.

Ответные агрессивные действия – явл-ся крайне нежелательными. Наиболее рационально использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию. Конфликтом необходимо управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные св-ва.

53. Управление стрессом: определение, причины, симптомы, методы профилактики и борьбы о стрессом.

Упр-е стрессами – процесс целенаправленного воздействия на персонал орг-ции с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источника стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом орг-ции.

Стресс – комплекс физич., химич. и др. реакций чел-ка на стимулы в окр. среде, действие кот. выводит из равновесия его физиологич. и психич. ф-ии.

Стресс м. иметь как негативное, так и позитивное значение для человка. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий раб-ка на реш-е производственных задач или достижение личных целей.

Причины

1. Особенности трудового процесса (ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, психологическая и физиологическая напряженность, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов)

2. Положение индивида в организации (высокое связано с нервными и физическими перегрузками, низкое – с малой престижностью, плохими условиями труда, невозможностью самореализации, отсутствие должностного уважения)

3. Неблагоприятный морально-псхологический климат, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством, служебные конфликты

4. Трудности согласования служебных и семейных обязанностей

5. Неспособность сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами

6. Личные качества работника (отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции)

7. Неблагоприятные социальные и бытовые условия.

Симптомы

Чувство безысходности, трвога, депрессия, равнодушие, упрощение способов выполнения профессиональных обязанностей, работа в автоматическом режиме, утрата интереса к людям, болезненные ощущения в организме, бессонница, страх.

Методы борьбы со стрессом:

1. Волевой контроль за состоянием организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации)

2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации (уклонение от восприятия негативной информации. вытеснение – забывание или переключение на другое, замещение недосягаемой цели досягаемой, внушение себе мысли о малозначимости проблемы)

3. Эиоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора c сочувствующими лицами.

4. Изменение позиции по отношению к проблеме в в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручения ее решения другим, игнорирования.

Методы профилактики:

Обучающие мероприятия; организация комнаты психологической разгрузки; производственная гигиена и санитария (хорошие условия труда) и эстетическое оформление офисов; организация нерабочей активности персонала (выезды на природу, культпоходы).

Каким бы ни был стресс, хорошим или плохим, эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие черты. Особенно от стресса страдает иммунная система.

В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов".
По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Вообщем, ничего хорошего. Зададимся вопросом: а оно нам надо?
Вообще-то, различают два вида стресса: «положительный» и «отрицательный». «Положительный» стресс (вроде, выигрыша в миллион долларов или внезапно объявившегося престарелого родственника – нефтяного магната) ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.
В то же время «отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.
Что же можно считать признаками самого настоящего и губительного для нашего бесценного здоровья стресса?

Вот основные симптомы:


- рассеянность,

- повышенная возбудимость, - постоянная усталость,

- потеря чувства юмора,


- резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам,

- пропажа сна и аппетита,

- ухудшение памяти,

- иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины,желудка,
- полное отсутствие источников радости.


Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота.


Твердо усвойте, что вы у себя одна, а неприятностей вокруг пруд-пруди, на всех здоровья не напасешься. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.

Итак,
уникальные рецепты для поднятия жизненного тонуса:

1. Медитация и аутотренинг.

2. Четкое распределение времени на работу и отдых (для этого можно использовать самый обычные ежедневник: когда вы запишите все предстоящие дела в ровный столбик в соответствии с их приоритетностью, мир покажется гораздо проще и дружелюбнее).
3. Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка (лучше детская, типа "Муми-троллей" или "Карлсона").

3. Хорошее вино, шоколад, орехи и страстный любовник.

4. Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус.

5. Сон, столько сколько хочется и еще немножко.

6. Спорт до изнеможения.

7. Баня. Настоящая русская баня, с парилкой, вениками и прыжками в сугроб.

8. Общение с природой: лес, поле, огород и симпатичными животными: кошками, собаками, лошадьми.

9. Люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации.

Как известно, любую болезнь (а стресс – это болезнь!) легче предупредить, чем лечить. Потому, чтобы избежать таких неприятностей в будущем или смягчить их проявление, рекомендуется следовать простым жизненным правилам, выработать не противоречивые жизненные цели, эффективно планировать свое время и всегда находить его для себя.

Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция.

Наши рекомендации