Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.

Проблема – руководство группой. Прежде всего следует развести понятия лидер и руководитель. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

У лидера и руководителя имеются общие черты, поэтому это дает нам право рассматривать два понятия как практически идентичные.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Лидер.

· Им является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членовгруппы для организации группы при решении конкретной задачи,

· Демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи, следовательно,

· лидер выдвигается в какой-то конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

· Члены группы принимают роль лидера и свою роль ведомых.

· Лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.

· Мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать

· Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985).

· Лидер не всегда есть «авторитет» (авторитет может и не иметь лидерских способностей, и может выступать лишь как «идеал», но не брать на себя решение задачи).

Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Теории происхождения лидерства. Основных – 3.

1) «Теория черт», или харизматическая теория – лидер здесь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% - дважды, 4-5% - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза.

Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера.

2) «Ситуационная теория лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

Позже к теории было сделано добавление – главным моментом появления лидера предполагалось считать выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному человеку группа испытывает определенные экспектации (ожидания).

Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

1. если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.

2. вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».

3. человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз

4. отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории.

3) «Системная теория лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Лидерство здесь рассматривается как функция (Р. Бейлс, Ф. Слеттер). Одновременно могут существовать два лидера – инструментальный (ориентированный на дело) и эмоциональный (ориентированный на сотрудников). Популярной стала теория Ф. Фидлера «вероятностная модель эффективности руководства».Выделяют в ней руководителя, ориентированного на задачу, и руководителя, направленного на межличностное общение. Это практическая модель, она позволяет учитывать соотношение чисто управленческих и психологических (лидерских) качеств руководителя.

Для отечественных исследований лидерства характерно рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности. Кричевский (концепция ценностного обмена) - ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Стиль лидерства.

В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, однако очень часто эту проблему обозначают как стиль руководства. Такая неточностьв определениях характерна и для многих экспериментов. В частности, эксперимент К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта.

Эксперимент проводился на группе мальчиков-подростков (11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители 3-х групп (речь идет о взрослых) демонстрировали разный стиль, а экспериментаторы затем сравнивали эффективность деятельности групп.

Было выделено 3 стиля руководства:

1. Авторитарный стиль. Руководитель очень четко дает задание, вмешивается буквально во все, распределяет время, объявляет переход к следующей операции. Деловые, краткие распоряжения. Тон неприветливый, эмоции не принимаются в расчет. Дела в группе планируются заранее. Голос руководителя – решающий.

2. Демократический стиль. Дает детям задачу, потом спрашивает: как лучше решить? Руководитель включен в процесс групповой работы на правах советчика, но жестко ничего в нем не определяет. Тон товарищеский.

3. Либеральный или попустительский стиль. Руководитель дает задание и садится читать газету. Дела в группе идут сами собой. Указаний не дается.

Каждый из выделенных стилей отражает содержание решений, предлагаемых лидером группе и технику осуществления этих решений.Левин в своих работах рекомендовал демократический стиль как наиболее эффективный стиль руководства.

Модель Ф. Фидлера.

В ней различаются: руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный намежличностные отношения». При помощи особых методик устанавливается, к какому типу принадлежит тот или иной руководитель, в частности, выявляется такой показатель, как «отношение к наименее предпочитаемому сотруднику» (НПС). Ориентированный «на задачу» руководитель видит в последнем одниотрицательные черты, ориентированный «на межличностные отношения» склонен видеть такого сотрудника не в одном лишь черном цвете. Далее описывается характеристика групповой деятельности, при которой тот илидругой тип руководителя оказывается наиболее эффективным. Предложенная в модели многогранность подхода позволяет в определенной степени учитывать соотношение чисто управленческих и психологических (т.е. лидерских) качеств руководителя.

Наши рекомендации