Договоры с внешнеторговыми посредниками
В международной практике используется несколько видов договоров о посредничестве, в частности:
· комиссии;
· агентский;
· поручения;
· дистрибьюции;
· диллерства;
· франчайзинга.
Независимо от вида посредника, тексты договоров имеют некоторые идентичные разделы. Любой договор начинается с обозначения сторон, когда указывается их фирменное наименование. Определяется характер взаимоотношений между сторонами: право собственности на товар и право посредника продавать продукцию от своего имени.
Работа посредников на рынках в немалой степени зависит от объема прав, которые предоставит им экспортер.
Эти права могут быть:
· неисключительными;
· исключительными;
· преимущественными.
Проблемные и дискуссионные вопросы, которые предлагается обсуждать на занятиях:
1. Оцените преимущества и недостатки сбыта продукции на внешних рынках через посредников.
2. Каковы основные критерии выбора внешнеторгового посредника?
3. В чем отличия политики сбыта продукции экспортерами на внешних рынках самостоятельно от сбыта через посредников?
4. Приведите примеры из международной практики о работе торговых домов.
5. Какие виды брокерских операций Вы знаете? Какие брокерские операции в Республике Беларусь подлежат лицензированию?
6. Какие виды договоров с внешнеторговыми посредниками предусмотрены Гражданским кодексом Республики Беларусь?
7. В чем особенности содержания договора комиссии?
8. Обсудите практику работы посредников на рынке Республики Беларусь.
9. Приведите примеры работы дистрибьюторов на рынке Республики Беларусь.
10. Приведите примеры сбыта продукции белорусскими экспортерами на зарубежных рынках через посредников.
Суть франчайзинга состоит в том, что крупная «родительская фирма» (продавец) предоставляет небольшому частному предприятию (покупателю) исключительное право (франшизу) производить продукцию (и/или услуги) и торговать ею под маркой «родителя» в течение определенного времени, в специально отведенном месте.
Договор о франчайзинге заключают две стороны:
· франчайзер - крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой;
· франчайзи - небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой.
Франчайзинг, исходя из международной практики и национальной практики отдельных стран, применяется в различных сферах экономики. Различают три основные вида франчайзинга:
· производственный франчайзинг, предусматривающий переработку или производство франчайзи определенного товара под торговой маркой франчайзера. Франчайзер может также передавать франчайзи информацию о маркетинге и обслуживании продукта (этот вид франчайзинга достаточно распространен в сфере общественного питания);
· сервисный франчайзинг, предполагающий передачу франчайзером разработанной системы оказания услуг франчайзи, который под торговой маркой франчайзера оказывает услуги потребителям (этот вид франчайзинга распространен, например, в сфере автомобильного обслуживания);
· сбытовой франчайзинг, в соответствии, с которым франчайзи продает на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой (этот вид франчайзинга распространен, например, при продаже автомобильного топлива, косметики).