Анализ работы с посредниками

Можно выполнить экономический анализ работы пред­приятия с посредниками, в частности, проанализировать объемы реализации продукции каждому посреднику (если предприятие сотрудничает с оптовиками-купцами) или объемы продукции, реализованные через каждого посред­ника (если речь идет об агентах-посредниках, которые не закупают товар в собственность, а только организуют про­дажу). Также можно проанализировать структуру закупае­мого или реализуемого посредниками ассортимента. Ана­лиз выполняется при помощи табл. 17.1 и 17.2.

Таблица 17.1 Динамика продажи товаров через посредника № 1

Анализ работы с посредниками - student2.ru

Таблица 17.2

Структура ассортимента, реализованного через посредников (тыс. руб.)

Анализ работы с посредниками - student2.ru

Далее анализируется прибыль, полученная предприяти­ем от работы с каждым посредником. Этот анализ выпол­няется подобно анализу прибыльности отдельных товаров, который рассматривался выше в разделе «Анализ товаров Анализ работы с посредниками - student2.ru Анализ работы с посредниками - student2.ru и товарной политики». Здесь также возникает сложность с распределением некоторых статей затрат между отдельны­ми посредниками и необходимо выбрать какую-либо базу для распределения.

Пример.Предприятие реализует товары двух видов трем оптовым покупателям, которые являются оптовиками-куп­цами. Связи с ними заключаются через собственных тор­говых агентов. Необходимо определить прибыль, которую принес каждый посредник в отчетном периоде. Исходные данные для расчета и рассчитанные показатели приведены в табл. 17.3.

Таблица 17.3 Расчет прибыли относительно посредников

Анализ работы с посредниками - student2.ru

Анализ работы с посредниками - student2.ru

В приведенном примере коммерческие расходы распре­делялись между посредниками следующим образом:

— расходы на оплату торговых агентов — пропорцио­нально объему продажи в стоимостном выражении;

—канцелярские расходы — пропорционально количе­ству заказов каждого посредника;

—расходы на рекламу и административные расходы — пропорционально объему продажи,

— расходы на упаковку — пропорционально количеству проданных единиц товаров.

Это не единственно возможный вариант. Например, расходы на оплату торговых агентов можно распределить пропорционально количеству визитов агентов предприя­тия к каждому посреднику; расходы на рекламу — поровну и т. п. Необходимо только помнить, что от выбранной базы распределения затрат зависит прибыльность того или ино­го посредника.

После проведенных расчетов необходимо сделать выво­ды о целесообразности дальнейшей работы с каждым по­средником, проанализировать причины, по которым рабо­та с каким-либо посредником оказалась менее прибыльной или даже убыточной.

Наши рекомендации