Общая характеристика рыночных структур
Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.
Ключевые характеристики типов рыночных структур:
· количество фирм-продавцов в отрасли;
· размеры фирм;
· количество покупателей в отрасли; вид товара;
· барьеры для входа в отрасль;
· доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
· возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.
Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).
Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:
· совершенная (чистая) конкуренция;
· монополистическая конкуренция;
· олигополия;
· чистая (абсолютная) монополия.
Рынок совершенной конкуренции (англ. «perfect competition») – характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.
Рынок монополистической конкуренции (англ. «monopolistic competition») – характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
Рынок олигополии (англ. «oligopoly») – характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.
Рынок чистой монополии (англ. «monopoly») – характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.
Совершенная конкуренция. Особенности хозяйствования в условиях совершенной конкуренции. Спрос, цена и предельный доход для совершенного конкурента.
Рынок совершенной конкуренции (англ. «perfect competition») – характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.
То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.
На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.
Особенности или условия совершенной конкуренции:
· количество фирм-продавцов в отрасли: большое;
· размер фирм-продавцов: маленький;
· количество покупателей: большое;
· товар: однородный, стандартный;
· контроль над ценой: отсутствует;
· доступ к рыночной информации: свободный;
· барьеры для входа в отрасль: практически отсутствуют;
· методы конкурентной борьбы: только неценовая конкуренция.
Рыночная структура, для которой характерна ситуация совершенной конкуренции, накладывает на фирму весьма специфическое ограничение: поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс-тайкером»).
Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Речь идет об условиях спроса и предложения на рынке данного товара в целом.
Спрос на продукцию фирмы является абсолютно эластичным, так как она любое количество своей продукции может продать только по рыночной цене. Поэтому для такой фирмы линия спроса совпадает с линией цены.
Чем больше продукции фирма сможет реализовать по данной цене, тем выше будет ее совокупный доход.
Два подхода к определению объема производства, максимизирующего прибыль в условиях совершенной конкуренции.
Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.
Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы.
Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Варианты поведения фирмы
Поскольку прибыль исчисляется как разность между доходами и издержками, возникает необходимость сопоставления этих величин при разных объемах выпуска, на которые способна фирма. Существуют два подхода к определению объема производства для получения фирмой максимальной прибыли. Первый основывается на сравнении общего дохода и общих издержек, второй – на сравнении предельного дохода и предельных издержек.
Рассмотрим зависимость «доход – прибыль», сравнивая общие показатели (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Краткосрочные доходы и издержки фирмы
Выпуск продукции, ед. Q | Общий доход, р. ТR = Р ´ Q | Общие издержки, р. ТС | Экономическая прибыль p | Предельные издержки, р. МС | Предельный доход, р. МR |
– | –50 –60 –48 –28 | – | – |
Заметим, что доход фирмы растет пропорционально объему выпуска продукции, так как цена является величиной постоянной (40 р.). Для малых объемов производства (до 4 ед.) прибыль имеет отрицательное значение (от –50 до –28), поскольку доход недостаточен для возмещения постоянных и переменных издержек. С увеличением выпуска прибыль становится положительной и растет до тех пор, пока объем производства не достигнет 8 ед., после чего начинает падать, отражая опережающий рост общих издержек.
Графически динамика общего дохода и издержек фирмы представлена на рис. 9.3.
Общий доход фирмы изображен в виде прямой ТR, выходящей из начала координат. Кривая общих издержек ТС также является восходящей. На графике выделяются три участка: первый и третий, на которых кривая общих издержек расположена над линией общего дохода; они соответствуют объемам производства, приносящим убыток. Причем на первом участке убытки обусловлены слишком малым объемом производства, тогда как на третьем – чрезмерно большим.
Рис. 9.3. Общие доходы и издержки фирмы
На втором участке (при объеме производства от 5 до 12 ед.) общий доход превышает общие издержки, поэтому фирма получает прибыль. Из табл. 9.1 видно, что наибольшего значения (55 ед.) прибыль достигает при единственном значении выработки – 8 ед. Точки пересечения ТR и ТС называют точками безубыточности. В них фирма не несет убытков, но и не получает прибыли. При этом прохождение через первую точку безубыточности является для фирмы желательным, поскольку дальнейшее увеличение выпуска ведет к положительному финансовому результату. Приближение же ко второй точке безубыточности сигнализирует об уменьшении прибылей, а при продолжении роста объемов производства – о нарастающих убытках. Таким образом, можно сформулировать первое правило максимизации прибыли: фирма всегда максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором ТR превышает ТС на максимальную величину (на рис. 9.3 расстояние по вертикали между ТR и ТС при этом объеме наибольшее).
Определение объема производства, максимизирующего прибыль, можно описать и с помощью предельных показателей, сравнивая предельный доход и предельные издержки. Если доход от продажи каждой последующей единицы продукции больше, чем дополнительные затраты на ее выпуск (МR > МС), то в краткосрочном периоде целесообразно наращивать объем производства. Как видно из табл. 9.1, при увеличении выпуска до 7 ед. предельный доход превышает предельные издержки. При объеме 8 ед. эти показатели совпадают. С последующим наращиванием выпуска предельные издержки окажутся выше предельного дохода, и общая величина прибыли начнет уменьшаться. Для всех фирм независимо от размера и отраслевой принадлежности в условиях совершенной конкуренции действует второе правило: фирма получает максимальную прибыль при таком уровне производства, когда ее предельные издержки равны предельным доходам.
Состояние, при котором фирма достигает уровня производства, максимизирующего прибыль, называется равновесием фирмы. Хотя фирма выигрывает от выпуска каждой дополнительной единицы, если действует неравенство МR > МС, в краткосрочном периоде равновесие достигается именно при МС = МR. Положение равновесия фирмы в краткосрочном периоде показано на рис. 9.4.
Рис. 9.4. Краткосрочное равновесие фирмы
Максимум прибыли достигается при объеме производства Q0 = 8, т.е. в точке пересечения графиков МR и МС. До достижения этого уровня фирма может увеличивать прибыли за счет роста объема продаж. В случае превышения уровня Q0 фирма будет терять прибыли, следовательно, для получения ее максимального значения необходимо вернуться к объему производства 8 ед.
Правила максимизации прибыли позволяют определить объем производства, к которому следует стремиться фирме для получения наибольшей прибыли в краткосрочном периоде. Такого же результата можно добиться и опытным путем, выбирая из различных соотношений доходов и издержек оптимальное, т.е. обеспечивающее наилучший финансовый результат.
Тем не менее в условиях совершенной конкуренции фирмам не всегда удается зарабатывать прибыль. Рыночная цена может опуститься; фирма не обеспечит полное возмещение всех издержек, следовательно, понесет убытки. В этом случае необходимо принять решение: продолжать убыточное производство или приостановить его? На первый взгляд, второй вариант – прекращение выпуска – представляется более предпочтительным. Но следует помнить, что часть издержек в краткосрочном периоде является постоянной (аренда, страховка), и фирма все равно вынуждена их оплачивать, даже если остановит производство. Следовательно, необходимо оценить ожидаемые выгоды и потери. При прекращении производства фирма не получит доходов, но понесет расходы в виде постоянных издержек. При продолжении деятельности к постоянным издержкам добавятся переменные, но фирма будет иметь и поступления от реализации продукции.
Выбор варианта поведения (продолжать или прекращать производство) зависит от величины совокупной прибыли (убытков), которая определяется как прибыль (убытки) от продажи всех единиц продукции, произведенных при оптимальном объеме производства. Размер совокупной прибыли определяется соотношением между ценой и средними издержками, в зависимости от которого рассматривают три типичные ситуации равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
1. Фирма получает прибыль (рис. 9.5). Если рыночная цена выше средних общих издержек (Р0 > АТС), то равновесная фирма полностью покрывает общие издержки и получает сверхприбыль, т.е. экономическую прибыль, превышающую нормальную.
Рис. 9.5. Максимизация прибыли
Отрезок ВС характеризует прибыль на единицу продукции в точке равновесия: ВС = Р0 – АТС. Но фирма максимизирует не прибыль на единицу продукции, а совокупную прибыль от всего производства: p = ВС ´ Q (она изображается площадью заштрихованного прямоугольника).
При понижении цены до уровня Р1 фирма в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние валовые издержки и не получает экономической прибыли (P1 = ATC). Но это не значит, что прибыль отсутствует вообще. Фирма зарабатывает нормальную прибыль, которая включается, как уже отмечалось, во внутренние издержки.
2. Фирма минимизирует убытки (рис 9.6а). Выручка от реализации не позволяет фирме возместить издержки полностью, и она несет убытки. При этом рыночная цена опускается ниже средних общих издержек, но удерживается на уровне, превышающем средние переменные издержки (min ATC > Р > min AVC). Это позволяет покрыть хотя бы часть постоянных издержек. В такой ситуации целесообразно продолжать производство и минимизировать убытки.
а) минимизация убытков
б) прекращение производства
Рис. 9.6. Поведение фирмы в краткосрочном периоде
Правило MC = MR позволяет определить не только объем производства, максимизирующий прибыль, но и объем производства, минимизирующий убытки в краткосрочном периоде. Фирма несет наименьшие убытки в краткосрочном периоде, если MC = MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC. На рис. 9.6а отрезок ВС характеризует средние постоянные издержки AFC при оптимальном объеме производства, а совокупные убытки определяются как (АТС – Р) ´ Q1 и изображаются в виде площади заштрихованного прямоугольника. Следовательно, при продолжении производства фирма, хотя и несет потери, но возмещает все переменные и часть постоянных издержек. При остановке производства она будет вынуждена покрывать все постоянные издержки, совокупная величина которых изображается в виде площади прямоугольника АВСD. Оплачивать часть AFC лучше, чем совсем не оплачивать AFC. Поэтому имеет смысл продолжать производство в надежде на повышение цены или предпринимать меры по сокращению общих издержек.
3. Фирма ликвидируется (рис. 9.6б). Падение рыночной цены ниже минимального уровня средних переменных издержек (Р < min AVC) позволяет окупить лишь их часть. Каждая дополнительно выпущенная единица добавляет к убыткам, полученным от постоянных издержек, еще не покрытую часть переменных издержек. На рис. 9.6б совокупные убытки изображаются площадью прямоугольника АВDР, которая определяется как (АТС – Р) ´ Q1. Общие постоянные издержки, не возмещаемые фирмой в случае остановки производства, определяются площадью прямоугольника АВCF. К этим потерям при непрекращении производства добавляются убытки, которые несет фирма из-за неокупаемости переменных затрат. Причем с ростом выпуска последние увеличиваются. Чистые убытки вследствие продолжения производства иллюстрируются площадью прямоугольника FCDР. Другими словами, совокупный убыток, понесенный фирмой при продолжении производства, будет больше тех невозмещенных постоянных издержек, которые потеряет фирма при прекращении производства.
Остановка производства не обязательно заканчивается ликвидацией предприятия. Она может быть временной «передышкой», позволяющей дождаться повышения цены, сэкономить на переменных затратах (заработной плате, покупке сырья), реализовать избыток готовой продукции и взыскать средства с должников. Если же ситуация не улучшается, фирма вынуждена прекратить свое существование.
Или смотри здесь ответы на эти три вопроса : http://zakazat.by/biblioteka/289-mikroekonomika-1.html?start=3