Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Общая характеристика. Потери от несовершенной конкуренции.

1)Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. 2)Общая характеристика. 3)Потери от несовершенной конкуренции.

1)

Несовершенная 1. Монополия (чистая) Данный продукт производится толь ко одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля Над ценами
2. Дуополия Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция Частичный контроль над ценами  
3.Олигополия Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) Частичный конт- роль над ценами  
4.Монополистическая конкуренция с диффферен-циацией качества продукта Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции Очень слабый контроль над ценами

2) Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия - это две полярные рыночные ситуации, две крайности. Эти модели позволяют сформулировать условия поведения производителя, стремившегося к максимизации своей прибыли в каждой их этих ситуаций.

Ситуация "чистой" монополии характеризуется следующими чертами:

1. Монополист. Это единственный продавец товара, который (товар) не имеет взаимозаменяемых товаров.

2. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих отношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше. На первый взгляд это утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Обычно понятие монополиста связывается с высокими ценами. Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно сравнить условия совершенной и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции производитель не в состоянии повлиять на рыночную цену. Уровень цены на продаваемый товар диктуется рынком без участи каждого отдельного товаропроизводителя. В этом случае цена предстает как объективный, независимый от воли и сознания отдельных людей и фирм рыночный феномен. В этих условиях производитель может увеличивать свои прибыли не манипулированием ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь если вспомнить понятие эластичности спроса, закономерность такова: если цена возрастает, то величина спроса (при прочих равных условиях падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается). Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом устанавливать объем спроса. И если "чистый" монополист захватил весь рынок, то он знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Этот факт еще раз подтверждает, что "власть" над ценой у этого монополиста не абсолютная, он чувствует за спиной дыхание конкурентов - производителей заменителей его товара; кривая спроса на товары, производимые монополистом, не являются абсолютно неэластичной

Естественная монополия характеризуется иной ситуацией. В этом случае, как и при "чистой" монополии когда производство товара представлено всего одним производителем, но обусловлено это неискусственными препятствиями, а другими причинами. Главная из них - экономия на масштабе производства или эффект масштабности. Эффект масштабности возникает тогда, когда средние удельные издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если продукция производится только одной, а не несколькими производителями (фирмами), т.е. если при производстве продукции будут действовать несколько мелких фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной-единственной фирмы (естественной монополии). Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией и теплом от ТЭЦ, услуги телефонной связи и т.д. В этих отраслях эффективное функционирование одной крупной фирмы, что ведет к уменьшению затрат ресурсов.

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих различные по качеству товары.

Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией качества продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая

3) Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек производства и обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики.

Билет№27

Монополия и конкуренция: виды монополий и их характеристика, примеры монополий.

Монополия - это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.

Основные виды монополий, встречающихся на рынке.

Естественная монополия.

Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна и нежелательна. В основе естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех областях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественной монополии являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа),водоснабжения, канализации, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.(ОАО РЖД, Газпром)

Открытая монополия.

Данный вариант представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Закрытая монополия.

Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутые государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой в данную отрасль лимитируется: условием получения лицензии, наличием авторского права, патентной защиты, наличием разрешения заниматься данным видом деятельности. Примером может служить почтовая служба США на доставку почты первым классом.

Билет№28.

Наши рекомендации