Понятие структуры рынка. Характеристика типов рыночных структур

Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.

Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. С точки зрения теории отраслевых рынков под рынком понимается производство и продажа однородного товара (или товарной группы), не имеющего близкого товара-заменителя.

Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков – вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка неприемлемо, т.к. товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. Следовательно, согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с точки зрения спроса. А отрасль рассматривается с позиции предложения товаров и услуг на рынке.

Структура товарного рынка определяет поведение фирмы, характер ее взаимодействия с другими участниками рынка. Традиционно главным критерием классификации взаимодействия фирм служит степень конкуренции на рынке. В соответствии с этим в современной экономике встречаются разнообразные типы отраслевых рыночных структур.Среди наиболее распространенных типов рыночных структур выделяют совершенную конкуренцию, монополию, монополисти­ческую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция – при ней большая численность самостоятельных производителей некоторогооднородного товара и масса обособленных потребителей этого товара. Каждыйпотребитель может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственнойоценкой целесообразности приобретения данного товара. Каждый производительможет продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственнойвыгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долюобщего спроса. Данная структура рынка иногда называется полиполией.

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Особой структурой отраслевого рынка является естественная монополия. Естественная монополия – это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

Монополистическая конкуренция. Достаточно большое число производителейпредлагает похожую, но не идентичную продукцию, формируя рынок гетерогенныхтоваров. Если в условиях совершенной конкуренции фирмы производят однороднуюпродукцию, то в условиях монополистической конкуренции производитсядифференцированная продукция, связанная прежде всего, с качеством продуктов илиуслуг. Благодаря этому у потребителя складываются ценовые предпочтения.

Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают всоперничество не только через цены, но и путем всемерной дифференциациипродукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что в условияхдифференциации продукции каждая фирма обладает монопольной властью над своимтоваром; повышая или понижая цену на него с учетом действий конкурентов. Намонополистических рынках наряду с мелкими и средними существуют и достаточнокрупные фирмы.

Дифференциация продуктаозначает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и туже потребность и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Создаетдополнительные барьеры для вхождения в отрасль, т.к. новым фирмам приходится преодолевать стереотипы потребителей.

При данной модели рынка фирмы стремятся расширять свою областьпредпочтений путем индивидуализации своей продукции с помощью товарныхзнаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяютразличия товаров.

Таким образом, условия монополистической конкуренции заключаются вследующем:

- на совершенном рынке продаются гетерогенные товары;

- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют невсегда в соответствии с экономическими принципами;

- продавцы стремятся расширить свою область предпочтений путеминдивидуализации своей продукции;

- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренциизатруднен в силу наличия входных барьеров.

Огромное число обособленных потребителей и малое количествопроизводителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долюобщего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает такназываемую несовершенную конкуренцию.

В таблице приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка (табл. 1).

Табл.1. Характеристика основных рыночных структур

Критерии, определяющие структуру рынка Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Цену устанавливает продавец   Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены   Продавцы имеют возмо-жностьвозде-йствовать на установление рыночной цены
Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке Нет стратегическоговзаимодействия продавцов на рынке   Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке   Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке  
Условия входа на рынок Вход свободен   Вход полностью блокирован   Вход свободен   Вход может быть блокирован или свободен
Степень влияния покупателей на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают ни­какого влияния на установление рыночной цены
Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему покупки Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка
Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Один продавец на рынке   Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Несколько про­давцов на рынке, объем продаж ка­ждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка
Характеристика товара Продукты различных продавцов однородны   Не существует близких продуктов – заменителей товара   Продукты различ­ных продавцов неоднородны (дифференциация продукта) Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны
Барьеры входа на рынок Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны

Наши рекомендации