Понятие рыночной структуры. Типы рыночных структур, их характеристика. Характеристика рынка совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки.

Признаки чистой монополии. Преимущества и недостатки монополии.. Монопольный спрос. Монопольная власть. Показатели монопольной власти: индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Ценовая дискриминация, виды. Экономические последствия монополии.

Монополистическая конкуренция, ее признаки и распространение. Дифференциация продукции.

Фирма на рынке монополистической конкуренции. Равновесие на рынке монополистической конкуренции.Избыточные производственные мощности. Неценовая конкуренция.

Основные особенности рынка олигополии. Ценовая война. Дуополия. Модель Курно. Жесткость цен и ломанная кривая спроса олигополии. Тайный сговор. Картель.

7. 2 Основные понятия и краткое содержание

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция обозначают термином рыночная структура.

Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

Обычно в экономической литературе рассматривается четыре типа рыночных структур: совершенной конкуренции, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия.

Монополия представляет собой рынок одна фирма является единственным продавцом некоего продукта не имеющего субститутов.

Таблица 1. Рыночные структуры

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всей информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые ограничения
Олигополия Число фирм не велико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия при входе Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически не преодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

Третьей рыночной структурой является олигополия.

Олигополия - представляет собой рынок нескольких фирм, причем по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция может быть как однородной, так и неоднородной, барьеры входа и выхода могут существовать и отсутствовать, полная информация не является всегда доступной покупателям и продавцам.

Четвертой рыночной структурой является монополистическая конкуренция.

При монополистической конкуренциина рынке существует множество фирм, ни одна из которых не имеет значительной доли на рынке, а также легкость входа и выхода. Но, в отличии от совершенной конкуренции, продукция фирм не однородна, а уникальна.

Из вышесказанного видно, что не все рыночные структуры можно отнести к реально существующим рынкам. Все рыночные структуры условно можно разделить на реальные и идеальные рыночные структуры.

Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Для олигополии это производство и переработка нефти (ОПЕК), цветных металлов, телевидение. Характеристики монополистической конкуренции соответствуют рынкам ресторанов, производителей одежды, бытовых услуг и т. д.

Следует отметить, что границы между рынками монополистической конкуренции и олигополии достаточно условны и размыты (например отсутствуют жесткие качественные критерии оценки размеров фирмы).

Свершенная конкуренция и монополия как рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально существующих рынков, они представляют собой идеальные типы рыночных структур. (Товары редко бывают совершенно идентичны, информация редко бывает совершенно доступной, редко какой-нибудь товар совершенно не имеет заменителей).

В условиях чистой монополии цена превышает предельный доход.

P>MR

Кривая спроса на продукт монополиста совпадает с рыночной и имеет отрицательный наклон, следовательно, кривая предельного дохода монополист будет всегда находиться под его кривой спроса. Следуя правилу максимизации прибыли MR=MC, монополист всегда будет стремиться к зоне кривой спроса с высокой эластичностью.

Монопольная власть является величиной обратной эластичности спроса на продукцию фирмы. Следовательно, монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого положения А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:

Понятие рыночной структуры. Типы рыночных структур, их характеристика. Характеристика рынка совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки. - student2.ru , где PM - монопольная цена, MC - предельные издержки, E - эластичность спроса на продукцию.

Для характеристики монопольной власти также используется показатель, определяющий степень концентрации рынка – это индекс Хершфиндаля-Хиршмана IHH = S12 + S22 +S32 + ... + SN2, где S1 - удельный вес самой крупной фирмы, S2 - удельный вес следующей по величине фирмы, SN - удельный вес наименьшей фирмы.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по различным ценам, в зависимости от их платы. Цены различаются в зависимости от следующих факторов:

- качества товаров и услуг

- объема потребления (скидки оптовикам)

- дохода покупателя

- времени покупки (днем, ночью)

Выделяют три типа ценовой дискриминации: по доходам покупателя (1 степени или совершенная);в зависимости от объема потребления (2 степени), по категориям (сортам) товаров (3 степени).

Наши рекомендации