Информационное общество
Значение информации в современной экономике и обществе в целом необыкновенно возросло. Теоретики постидустриального и информационного общества Д. Белл, П. Дракер, З. Бжезинский, А. Тоффлер[1], и др. 25–30 лет тому назад предвидели переход к иному типу производства и общества на базе новых (особенно компьютерных) технологий. Сегодня этот переход — свершившийся факт. В начале XXI в. завершается создание единой информационной системы планеты. Ведущая роль информации в этом процессе очевидна. Причем речь идет как о технической, так и о содержательной ее стороне — о знаниях.
Разумеется, информатизацией не исчерпывается характеристика современной экономики. Поэтому информационную экономику можно рассматривать как часть экономики постиндустриальной, которая определяется прогрессом науки и техники, сделавшим основой технико-экономического развития высокие технологии. При этом ядром экономики этого типа служит превращение информационных продуктов и услуг в объект производства и потребления.
Информационные сети
Особое значение имеют Интернет и новейшие технологии связи. Вводятся в эксплуатацию спутниковые системы связи нового поколения, объединяющие телевидение, телефонию и подключение к Интернету. Число пользователей Интернета в 1993 г. составляло 0,5 млн., в 1997 г. — более 80 млн. В 2001 г. число абонентов этой системы достигло 1 млрд. Интернет превратился в информационно-технологическую среду мирового бизнеса.
По данным экспертов, общая стоимость мирового производства, связанного с Интернетом, в 2003 г. достигла 2,8 трлн. дол., что составило примерно 7% мирового ВВП этого года и превысило объем ВВП таких стран, как Германия, Франция или Великобритания. Затраты на пользование Интернетом в 2003 г. составили примерно 1,5 трлн. дол. в год[2]. (В России к этому моменту используют Интернет лишь 3% населения.)
Интернет стал основой для такой масштабной революционной инновации, как электронная торговля. Самыми быстрыми темпами электронная торговля развивается в Европе: по некоторым данным, в 2003 г. они составили 18%. По мнению экспертов, электронный бизнес между компаниями будет развиваться быстрее, чем предоставление фирмами услуг через Интернет отдельным потребителям. Доходы от первого вида деятельности будут в шесть раз превышать доходы от электронной торговли с участием частных лиц[3].
Таким образом, в настоящее время можно считать успешно разрешенными основные технологические проблемы, ранее сдерживавшие воплощение сложных алгоритмов управления, — созданы качественные каналы связи (в том числе световоды) и практически безграничные вычислительные мощности. Однако препятствий дальнейшему прогрессу в строительстве систем еще множество: создание и развитие информационных сетей, организация диалога человека с машиной и др.
В настоящее время информационные системы выделяются как подсистемы в относительно самостоятельные единицы. Возникают иерархии экономических систем: производственные, коммуникационные (транспортные, информационные), финансовые. В то же время информационные потоки наряду с финансовыми пронизывают всю производственную и торговую деятельность компаний, образуя системы обратных связей.
Известный теоретик информационного общества, социолог М. Кастельс приходит к еще более далеко идущему выводу: «Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение сетевой логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью»[4]. Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов. Причем конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь.
Понятие информации
В современной экономике особую роль играет информация, которая производится, накапливается, передается, образуя информационные потоки и сети. Прежде чем обратиться к некоторым чертам информационной экономики, остановимся на самом понятии информации.
В экономической литературе термин «информация» получил широкое распространение, однако он толкуется неоднозначно. В «Экономической энциклопедии» дается наиболее обобщенное определение и описание этого понятия: «Информация (от лат. informatio — осведомлять), в общем виде — содержание связи между взаимодействующими объектами… Информация есть выражение некоего различия, разнообразия. Это положение восходит к наиболее общему подходу (в методическом отношении вполне продуктивному), связывающему информацию с упорядоченным отражением. Таким образом, речь должна идти не только о содержании отражения, но и о его форме, о разнообразии способов модуляции, кодирования и т. д. В соответствии с таким рассмотрением информации она трактуется как мера упорядоченности, организации (негэнтропийный подход)»[5]. Существуют различные виды экономической информации. Условно в структуре экономической информации различают общеэкономическую, статистическую, конъюнктурную, коммерческую, финансовую и др.