Методологическая основа бухгалтерского учета

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются путем:

- документации

- инвентаризации

- бухгалтерского баланса

- системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи

- оценки имущества

- оценки собственного капитала и обязательств

- оценки других статей баланса

- калькуляции и отчетности предприятия

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация является одной из отличительных особенностей бухгалтерского учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами, поэтому обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям, а именно: первичные документы должны быть достоверными, понятными, не допускать двоякости прочтения, объективными. От качества первичных документов зависит качество всего бухгалтерского учета.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности бухгалтерского учета и с целью сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, производственные запасы, незавершенное строительство, незавершенное производство, готовая продукция предприятий, денежные средства и другое.

Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки. Внеплановая инвентаризация производится при смене материально ответственных лиц по требованию аудиторов, по требованию следственных органов.

Во всех случаях создается комиссия, и составляются акты инвентаризации и подписываются всеми членами комиссии.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источников его формирования денежной оценки на определенную дату (обычно на первое число месяца).

Средства предприятия отражаются в денежном выражении в бухгалтерском балансе в двух группировках. Одна группировка показывает, какими средства предприятие располагает, а другая из каких источников оно возникает.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т.к. в них отражено одно и тоже имущество, но с одной стороны по составу и размещению, а с другой стороны по источникам его образования. Таким образом, баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой левая часть показывает средства или имущество предприятия по его структуре и называется актив баланса, а в правой части отражаются источники поступления и финансовые ресурсы, и называется пассив баланса. Общую величину баланса называют валютой баланса.

Система счетов и двойная запись

Это прием, который означает что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций, в бухгалтерском учете осуществляют еще и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и хозяйственных операциях.

Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют большое значение для систематизации хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – это способ регулирования хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Заключается этот способ в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия имеет очень большое значение для построения всей системы бухгалтерского учета, в основе оценки имущества лежат затраты выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценки имущества, отражения в балансе должны проводится единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, материальные активы и малоценные быстроизнашивающиеся предметы показываются по остаточной стоимости.

Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости строительной продукции, а так же работ и услуг, это способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу строительной продукции.

Финансовая отчетность предприятий

Отчетность предприятий – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность строительной организации за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, для подготовки, образования и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы ведения бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается их непрерывное сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете денежных, трудовых и натуральных показателей, однородная группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Взаимосвязанное отражение имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить итоговые систематизированные отчетные показатели.

Наши рекомендации