Методологическая основа бухгалтерского учета
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются путем:
- документации
- инвентаризации
- бухгалтерского баланса
- системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи
- оценки имущества
- оценки собственного капитала и обязательств
- оценки других статей баланса
- калькуляции и отчетности предприятия
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Документация является одной из отличительных особенностей бухгалтерского учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами, поэтому обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям, а именно: первичные документы должны быть достоверными, понятными, не допускать двоякости прочтения, объективными. От качества первичных документов зависит качество всего бухгалтерского учета.
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности бухгалтерского учета и с целью сохранности имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат основные средства, производственные запасы, незавершенное строительство, незавершенное производство, готовая продукция предприятий, денежные средства и другое.
Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки. Внеплановая инвентаризация производится при смене материально ответственных лиц по требованию аудиторов, по требованию следственных органов.
Во всех случаях создается комиссия, и составляются акты инвентаризации и подписываются всеми членами комиссии.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источников его формирования денежной оценки на определенную дату (обычно на первое число месяца).
Средства предприятия отражаются в денежном выражении в бухгалтерском балансе в двух группировках. Одна группировка показывает, какими средства предприятие располагает, а другая из каких источников оно возникает.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т.к. в них отражено одно и тоже имущество, но с одной стороны по составу и размещению, а с другой стороны по источникам его образования. Таким образом, баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой левая часть показывает средства или имущество предприятия по его структуре и называется актив баланса, а в правой части отражаются источники поступления и финансовые ресурсы, и называется пассив баланса. Общую величину баланса называют валютой баланса.
Система счетов и двойная запись
Это прием, который означает что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций, в бухгалтерском учете осуществляют еще и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.
Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и хозяйственных операциях.
Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют большое значение для систематизации хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись – это способ регулирования хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Заключается этот способ в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.
Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия имеет очень большое значение для построения всей системы бухгалтерского учета, в основе оценки имущества лежат затраты выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценки имущества, отражения в балансе должны проводится единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, материальные активы и малоценные быстроизнашивающиеся предметы показываются по остаточной стоимости.
Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости строительной продукции, а так же работ и услуг, это способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу строительной продукции.
Финансовая отчетность предприятий
Отчетность предприятий – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность строительной организации за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, для подготовки, образования и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения предприятия на рынке.
Способы и приемы ведения бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается их непрерывное сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете денежных, трудовых и натуральных показателей, однородная группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Взаимосвязанное отражение имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить итоговые систематизированные отчетные показатели.