Методологическая основа бухгалтерского учета

МЕТОД

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Отражение в балансе изменений,

Двойная запись операций на бухгалтерских счетах,

Её сущность и значение

Методический приём двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция получает одновременное и взаимосвязанное отражение на дебете одного и кредите другого счёта в одинаковых суммах. Приём двойной записи вытекает из тех изменений, которые вызывает в балансе каждая хозяйственная операция.

Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета, возникающая при отражении хозяйственных операций, называется корреспонденцией счетов, а счета, участвующие в этом взаимосвязанном сочетании, - корреспондирующими.

Прежде чем установить верную корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям, необходимо:

- исходя из содержания хозяйственной операции определить объекты учета, которые изменяются, и счета, которые она затрагивает;

- определить вид взаимосвязанных счетов по отношению к сторонам баланса ( активные или пассивные);

- установить характер изменения на взаимосвязанных счетах (увеличение или уменьшение);

- исходя из экономического содержания хозяйственных операций установить корреспонденцию счетов (какой счет по операции дебетуется, а какой кредитуется).

Пример совершенной хозяйственной операции: получены деньги в кассу организации с расчетного счета в сумме 10000 у.е.

1-й этап (название объектов учета) – "Касса", "Расчетный счет";

2-й этап (вид счета) – "Касса" – активный, "Расчетный счет" – активный;

3-й этап (характер изменения на счетах) – "Касса" (увеличение), "Расчетный счет" (уменьшение);

4-й этап (корреспонденция счетов) – Дебет счет 50 "Касса" – 10000 у.е.;

Кредит счет 51 "Расчетный счет" – 10000 у.е.

Краткая запись, отражающая корреспонденцию счетов, называется учетной записью, или бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерские проводки могут быть простыми и сложными:

– простая бухгалтерская проводка составляется из двух корреспондирующих счетов, один из которых дебетуется, а другой кредитуется;

– сложная бухгалтерская проводка составляется в случае, когда в счётную формулу включаются три корреспондирующих счёта и более; один из них дебетуется, а все остальные кредитуются или, наоборот, один кредитуется, а все остальные дебетуются.

Ниже приводятся примеры составления соответственно простой и сложной бухгалтерских проводок.

Составление простой бухгалтерской проводки вызвано следующей хозяйственной операцией:

– от поставщика поступили на склад организации материалы на сумму 2000 у.е.

В результате данной хозяйственной операции на складе организации увеличи

лось количество материалов на сумму 2000 у.е. (дебетуется активный счет 10

"Материалы") с одновременным возникновением задолженности (кредитуется пассивный счет 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками").

Таким образом, бухгалтерская проводка по этой операции имеет вид:

Д-т - "Материалы" 2000 у.е.
К-т - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 2000 у.е.

Как видно из записи корреспондирующих счетов, в вышеприведенной бухгалтерской проводке присутствует два счета, следовательно это простая проводка. Запись данной хозяйственной операции на бухгалтерских счетах может быть представлена в виде схемы, приведенной на рисунке 3.6.

Методологическая основа бухгалтерского учета - student2.ru

Составление сложной бухгалтерской проводки вызвано следующей хозяйственной операцией:

- из кассы организации выдана заработная плата в сумме 10000 у.е. и командировочные расходы в подотчет работнику на сумму 300 у.е.

Результатом совершения данной хозяйственной операции будут следующие изменения в составе средств организации, находящиеся в активе баланса, и источников, находящихся в пассиве баланса: в кассе сумма денежных средств уменьшится на 10300 у.е. (кредит активного счета 50 "Касса"), погасится задолженность по заработной плате в сумме 10000 у.е. (дебетуется пассивный счет 70 "Расчёты с персоналом по оплате труда") и возникнет задолженность подотчетного лица ¾ дебитора на 300 у.е. (дебетуется активный счет 71 "Расчёты с подотчётными лицами").

При помощи сложной формулы корреспонденция счетов по данной хозяйственной операции будет отражена следующим образом:

Д-т - "Расчеты с персоналом по оплате труда" 10000 у.е.
Д-т - "Расчет с подотчетными лицами" 300 у.е.
К-т - "Касса" 10300 у.е.


Как видно из записи корреспондирующих счетов, в вышеприведенной бухгалтерской проводке присутствует три счета, следовательно, это сложная проводка.

На рисунке 3.7 приведена схема записи на бухгалтерских счетах сложной бухгалтерской проводки.

Методологическая основа бухгалтерского учета - student2.ru

Как видно из примеров, при отражении любой хозяйственной операции на бухгалтерских счетах должно обязательно соблюдаться равенство дебетовых и кредитовых оборотов.

Бухгалтерская проводка - это указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, а также ее суммы и последующее отражение этой суммы в отчетных документах.

Для правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта методом двойной записи и перед составлением бухгалтерской проводки прежде всего необходимо проверить наличие документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции.

В бухгалтерском учете применение приема двойной записи имеет большое контрольное значение. В результате отраженных хозяйственных операций на бухгалтерских счетах методом двойной записи итог оборотов по дебету всех счетов должен быть равен итогу оборотов по кредиту всех счетов. Нарушение равенства итогов показывает, что в записи хозяйственных операций на бухгалтерских счетах допущена ошибка, которую необходимо найти и исправить. Корреспонденция бухгалтерских счетов позволяет уяснить сущность каждой записи, раскрыть экономическое содержание хозяйственных операций, совершаемых в организациях.

Оборотные ведомости

Ежедневная запись хозяйственных операций по мере их совершения называется текущим (ежедневным) учетом. Благодаря записи на бухгалтерских счетах информация об изменениях накапливается, регистрируется, но не обобщается. Для её обобщения во всех организациях, ведущих бухгалтерский учёт, составляется баланс, устанавливается внутренний отчётный период и дата подведения итогов. По сложившейся практике этим периодом является месяц, а датой – 1-е число месяца, следующего за отчётным.

Таким образом, текущие изменения средств и источников их формирования в организациях, происходящие под влиянием хозяйственных операций, отражаются на счетах бухгалтерского учёта, а обобщённые данные, фиксирующие их состояние на конец отчётного периода, отражаются в балансе.

Так как на счетах бухгалтерского учета и в балансе отражаются состав и размещение средств организации и источники их образования, они взаимосвязаны между собой:

– сальдо счетов на начало месяца записывается по данным баланса (для каждого вида средств, показанных в активе баланса, открываются активные счета; для каждого вида источников средств, показанных в пассиве баланса, открываются пассивные счета);

– хозяйственные операции отражаются в бухгалтерских счетах, а сальдо счетов показывается в балансе;

– взаимосвязь между бухгалтерскими счетами и балансом, основанная на единой экономической классификации объектов учета, проявляется и в том, что наименования многих счетов совпадают с названиями соответствующих статей баланса.

Периодически данные текущего бухгалтерского учёта обобщаются. Основными причинами обобщения являются:

1) осуществление контроля за правильностью ведения двойной записи и определение итогов на счетах;

2) получение в обобщённом виде данных о состоянии средств и источников организации и финансовых результатах.

Для обобщения и проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета и последующего формирования бухгалтерского баланса составляются оборотные ведомости по данным как синтетического, так и аналитического учета.

Обобщение данных начинается определением по всем аналитическим и синтетическим счетам дебетовых и кредитовых оборотов и выведения конечного сальдо.

В оборотной ведомости по итоговым данным синтетического учета показывается три равенства:

первое – остатков на начало отчетного периода по дебету и кредиту;

второе – оборотов по дебету и кредиту;

третье – остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

Равенство итогов по дебету и кредиту на начало месяца обусловлено тем, что они отражают одни и те же средства, но только в двух разрезах: по составу и размещению средств, по источникам их образования и назначения, т.е. они отражают баланс организации на начало отчетного периода.

Итоги оборотов по дебету и кредиту должны быть равны друг другу, так как это вытекает из двойной записи (каждая хозяйственная операция в бухгалтерском учете записывается в счетах в равновеликих суммах по дебету и кредиту).

Равенство итогов на конец месяца по дебету и кредиту обусловлено первыми двумя (если начальное сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны, равны итоги оборотов по этим счетам, то и конечное сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны).

Равенство итогов оборотных ведомостей по счетам синтетического учёта имеет контрольное значение. С их помощью можно выявить ошибки учета в случаях, если:

1) сумма бухгалтерской проводки записана по дебету одного и пропущена по кредиту другого счета или наоборот;

2) по дебету счета сумма бухгалтерской проводки записана верно, а по кредиту неправильно или наоборот;

3) сумма бухгалтерской проводки дважды записана по дебету счета, или дважды по кредиту;

4) остаток или оборот по дебету одного счета записан по кредиту другого счета или наоборот;

5) остаток или оборот указан в оборотной ведомости неверно или вовсе не указан.

Неравенство между дебетовыми и кредитовыми суммами в одной из трех пар итогов оборотной ведомости указывает на одну из перечисленных ошибок.

В оборотной ведомости (таблица 3.8) представлены в обобщающем виде остатки и обороты, у.е., по отдельным видам средств и их источников, это позволяет судить об их движении за отчетный период. Из приведенной оборотной ведомости можно сделать вывод, что в организации за прошедший месяц возросла задолженность поставщикам и банку по кредитам, уменьшился остаток денежных средств на расчетном счете и уменьшились запасы материалов.

Однако не все ошибки, допущенные в учёте, выявляются при составлении оборотной ведомости по синтетическим счетам. Так, не будут нарушены равенства при записи одной и той же операции на счетах несколько раз, при пропуске операций, при записи операций в неправильной, но в равной сумме по дебету и кредиту. Для выявления подобных ошибок итоги оборотов оборотной ведомости по синтетическим счетам сверяются с итогом хронологической записи (регистрационным журналом хозяйственных операций).

Оборотная ведомость по синтетическим счетам используется для получения обобщённых сведений о состоянии и изменении имущества и обязательств организации, так как в ней содержатся сведения об остатках и движении отдельных групп или видов имущества и обязательств.

Таблица 3.8 - Оборотная ведомость по счетам синтетического учёта

Наименование счетов Остатки на начало месяца Обороты за месяц Остатки на конец месяца
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Основные средства - - -  
Материалы - -
Касса - -
Расчётный счёт - -
Расчёты с подотчётными лицами   -   -     -     -
Основное производство - - - -
Уставный фонд - - - -
Прибыли и убытки - - - -
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам   -     -     -  
Расчёты с поставщиками и подрядчиками   -         -  
Расчёты с персоналом по оплате труда   -       -   -   -
Итого

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются так же, как и по синтетическим для проверки правильности записей, но уже по аналитическим счетам.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются по различным формам. Если аналитический учёт ведётся только в денежном выражении, то оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по форме оборотной ведомости для синтетических счетов. Если аналитический учёт ведётся не только в денежном выражении, но и в натуральном, то в форме оборотной ведомости по аналитическим счетам предусматриваются колонки не только для стоимостных, но и для натуральных измерителей с указанием единицы измерения.

Например, оборотная ведомость по счетам аналитического учета к синтетическому счёту "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" содержит только денежные показатели (в у.е.) и по форме не отличается от оборотной ведомости по счетам синтетического учета (таблица 3.9). На основании этой ведомости получаем данные о состоянии и изменениях в расчетах организации с поставщиками. Общая сумма задолженности поставщикам к концу месяца увеличилась на 49750 у.е. (данные из примера 53750 – 4000).

Таблица 3.9 - Оборотная ведомость по счетам аналитического учёта к синтетическому счету "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Поставщик (наименование счетов) Остатки на 1 апреля Обороты за апрель Остатки на 1 мая
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Завод № 1 - - -
Комбинат № 3 - -
Завод № 2 - - -
Итого - -

Итоги оборотной ведомости по счетам аналитического учета должны быть равны соответствующим суммам сальдо и итогам оборотов синтетического счета "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". Проверим наличие этого равенства на основании данных нашего примера.

Сравним итоговые значения таблицы 3.9 с данными по счету "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в таблице 3.8.

Итоговая сумма начальных остатков по всем аналитическим счетам (4000 у.е.) равна начальному остатку по счету "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Аналогичные равенства просматриваются по дебетовому и кредитовому оборотам, конечному остатку.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета товарно-материальных ценностей, кроме того, содержат денежные и натуральные показатели, поэтому в форме этой ведомости дополнительно будут добавлены данные об остатках на начало и конец периода, а также данные о движении товарно-материальных ценностей в натуральном выражении.

После того, когда все показатели оборотных ведомостей по аналитическим счетам подсчитаны, производится взаимная сверка:

– итоги оборотных ведомостей аналитических счетов сверяют с аналогичными показателями синтетического счёта, которые должны быть одинаковы;

– если они не одинаковы, то ищут ошибку, проверяют правильность выведения сальдо по каждому аналитическому счёту, правильность таксировки и суммирования показателей по данному счету. При необходимости проводят сверку записей по каждой хозяйственной операции в синтетическом и аналитическом учёте.

В этом и заключается контрольное значение оборотных ведомостей по счетам аналитического учёта. Кроме того, данные аналитического учета используются при инвентаризации и способствуют усилению контроля за сохранностью имущества.

В бухгалтерском учете могут применяться сальдовые ведомости, в которых приводятся только остатки на первое число каждого месяца. Ими целесообразно пользоваться при наличии большого количества счетов аналитического учета.

Использование сальдовых ведомостей упрощает учет материальных ценностей и позволяет своевременно отражать хозяйственные операции.

После составления и проверки оборотных ведомостей можно формировать баланс и другие формы отчётности. Для составления баланса используют данные двух последних граф оборотной ведомости по синтетическим счетам - дебетовые и кредитовые остатки на конец месяца. Наименование счетов, имеющих дебетовое сальдо, и суммы этих конечных сальдо записывают в актив баланса, а наименование счетов, имеющих кредитовое сальдо, - в пассив баланса.

Ключевые термины

Основные элементы метода бухгалтерского учёта - документация; инвентаризация; бухгалтерский баланс; бухгалтерские счета и двойная запись; оценка имущества и обязательств, других статей баланса; калькуляция и отчетность.

Документация - первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Инвентаризация- способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Актив баланса – часть таблицы бухгалтерского баланса, в которой отражаются состав и размещение хозяйственных средств организации.

Пассив баланса – часть таблицы бухгалтерского баланса, в которой отражаются источники формирования хозяйственных средств.

Статья бухгалтерского баланса – показатель (строка) актива или пассива баланса, характеризующий отдельный вид средств или источник их образования.

Система счетов и двойная запись - приёмы, которые означают, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных процессов в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических), на которых осуществляется запись особым методом двойной записи.

Бухгалтерский счёт - экономическая группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии конкретного объекта бухгалтерского учёта: имущества, источника его образования, хозяйственных процессов.

Дебет счета – левая сторона бухгалтерского счета.

Кредит счета – правая сторона бухгалтерского счета.

Начальный остаток (сальдо) – остаток, числящийся по счету на начало отчетного периода.

Конечный остаток (сальдо) – остаток, числящийся по счету на конец отчетного периода.

Дебетовый оборот – сумма записей хозяйственных операций по дебету счета за определенный период без начального остатка.

Кредитовый оборот – сумма записей хозяйственных операций по кредиту счета за определенный период без начального остатка.

Валюта баланса – сумма статей актива или пассива баланса.

Активный счет – счет бухгалтерского учета, отражающий хозяйственные средства.

Пассивный счет – счет бухгалтерского учета, отражающий источники формирования средств.

Активно-пассивный счет – счет бухгалтерского учета, который имеет структурные признаки и активного, и пассивного счетов.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, во взаимосвязи отражения различных явлений, вызванных хозяйственными операциями.

Калькуляция- исчисление в денежном выражении себестоимости произведенной единицы продукции или выполненных работ (перевозок, ремонта и др.) по установленной номенклатуре затрат.

Оценка - представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников.

Отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал).

Корреспонденция счетов - взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета, возникающая при отражении хозяйственных операций.

Бухгалтерская проводка- краткая запись, отражающая корреспонденцию счетов (иногда её ещё называют счётной формулой или котировкой) с указанием дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, а также ее суммы, и последующее отражение этой суммы в отчетных документах.

Синтетические счета - счета первого порядка, на которых имущество организации, её обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщённом виде. Учёт, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим.

Субсчета-счета второго порядка, предназначенные для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета с целью получения по группе аналитических счетов сводных показателей, необходимых для оперативного руководства и составления баланса.

Аналитические счета– счета третьего порядка, открываемые в развитие счетов синтетического учета и предназначенные для учета составных частей отдельных видов средств, их источников и хозяйственных процессов.

Текущий учет –ежедневная запись хозяйственных операций по мере их совершения.

Оборотная ведомость – ведомость, предназначенная для обобщения, проверки правильности записей на бухгалтерских счетах и составления баланса.

Практическое занятие № 3

Методы бухгалтерского учета

Цель занятия. Изучить методологическую основу бухгалтерского учета. Рассмотреть бухгалтерский баланс как один из методов бухгалтерского учета и влияние хозяйственных операций на изменения в балансе.

Задание 1. В процессе занятия обсуждаются следующие вопросы:

1 Назовите способы и приемы бухгалтерского учета, охарактеризуйте их.

2 Структура баланса.

3 Что представляет собой бухгалтерский баланс? Для чего он предназначен?

4 Какие требования необходимо соблюдать при ведении бухгалтерского учета в организации?

5 Что является основным элементом баланса?

6 Перечислите разделы актива баланса и дайте краткую их характеристику.

7 Из каких разделов состоит пассив баланса?

8 Какое условие должно соблюдаться при составлении баланса?

9 Зависимость содержания и строения бухгалтерского баланса от формы собственности организации и отрасли экономики, к которой оно относится.

10 Перечислите типы хозяйственных операций, происходящих в организации. Дайте характеристику каждому из них.

11 Приведите примеры хозяйственных операций для каждого типа изменений, происходящих в балансе в результате деятельности организации.

12 Какие экономические показатели можно получить из бухгалтерского баланса?

Задание 2. Подберите каждому термину его определение (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Термины и их определения

Термин Определение
1 Инвентаризация А Это способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников
2 Калькуляция Б Это система показателей, характеризующая производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период
3 Бухгалтерский баланс В Это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета
4 Оценка Г Это исчисление в денежном выражении себестоимости произведенной единицы продукции или выполненных работ по установленной номенклатуре затрат
5 Отчетность Д Это способ обобщенного отражения состава средств (имущества) организации по их размещению и источникам формирования на определенную дату в денежном выражении

Задание 3. Согласитесь или опровергните следующие высказывания (да/нет).

1 Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья.

2 Активы должны:

– обеспечить экономические выгоды;

– контролироваться организацией;

– являться результатом предыдущих событий или операций.

3 Хозяйственные операции, совершающиеся в организации, по признаку и влиянию на величину актива и пассива бухгалтерского баланса бывают двух типов.

Задание 4. Тест для проверки знаний (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Вопросы и варианты ответов

Содержание вопроса Варианты ответов
Что такое баланс?     Информация об имуществе организации в течение определенного периода Финансовая отчетность о текущем состоянии активов и пассивов организации Способ группировки средств (активов) и источников их формирования (пассивов) организации на определенную дату
Всегда ли баланс должен иметь в заголовке название организации и дату? Не всегда По требованию При представлении учредителям Всегда
Пассив баланса включает следующие разделы:       Собственный капитал и заемный капитал Акционерный капитал, долгосрочный заемный капитал, краткосрочный заемный капитал Капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства Собственный капитал, долгосрочные обязательства, текущие пассивы
Что является статьей баланса?     Группа видов имущества и источников их образования Отдельный вид средств (активов) и источников их образования Показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельный вид или группу видов хозяйственных средств и источников их образования
Что является самым ликвидным активом? Ценные бумаги Дебиторская задолженность Денежные средства Запасы готовой продукции (товаров)
Являются ли работники ресурсом организации, отражаемым в балансе? Да Не всегда Нет По требованию органов управления (собственников) предприятия
Какие изменения в балансе вызовет хозяйственная операция «На расчетный счет организации зачислены денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности»? Увеличивает итог (валюту) баланса Не влияет на итог (валюту) баланса Уменьшает итог (валюту) баланса

Окончание таблицы 3.2

Содержание вопроса Варианты ответов
Можно ли по данным баланса рассчитать показатель ликвидности? Нет Да Не всегда, только при заданных условиях Требуется дополнительная информация
Активы подразделяются на: Текущие, среднесрочные, долгосрочные Долгосрочные, нематериальные, текущие Внеоборотные, оборотные, долгосрочные Текущие, долгосрочные Внеоборотные, оборотные
О чем свидетельствует ситуация, когда актив оказался меньше пассива? Нарушен принцип балансового уравнения Допущена бухгалтерская ошибка О недостаче средств
К какому типу изменений в балансе относится хозяйственная операция "Приобретены акции банка"? Четвертому Третьему Первому Второму

Задание 5. Решите кроссворд.

По горизонтали:2. Основной элемент баланса. 3. Совокупность приемов и способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни с целью познания их содержания. 5. Способ денежного выражения средств организации и их источников. 6. Итог баланса. 7. Способ отражения на счетах бухгалтерского учета записи фактов хозяйственной жизни с целью обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении. 10. Первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. 11. Второй раздел актива баланса. 12. Способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. 14. Источники образования средств. 15. Средства организации.

По вертикали:1. Способ группировки затрат и определения себестоимости единицы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, приобретаемых материальных ценностей. 4. Система показателей, характеризующая производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период. 8. Первый раздел актива баланса. 9. Способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. 13. Обязательное условие правильности составления бухгалтерского баланса.

                               
                               
                             
                                 
                                 
                               
                               
                           
                               
                                 
                               
                                 
                                 
                               
                               
                               
                                 
                               
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

Задание 6. Решите задачи.

Задача 1. На основании данных задания 3 практического занятия № 2, используя проведенную группировку средств организации по составу, размещению и источникам формирования, составить бухгалтерский баланс на начало отчетного периода.

Задача 2. На основании данных, представленных в таблице 3.3, определить типы изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

Задача 3. На основании данных задания 6 практического занятия № 3, используя проведенную группировку средств организации по составу, размещению и источникам формирования, составить бухгалтерский баланс на конец отчетного периода.

Таблица 3.3 – Данные о хозяйственных операциях

Номер хозяйственной операции Содержание хозяйственной операции Сумма, у.е. Тип изменений Характер изменения
актив пассив
увеличение (+) умень-шение (–) увеличение (+) умень-шение (–)
Выданы из кассы денежные средства Ильиной В.Д. подотчет на покупку бумаги              
Туманов И.С. возвратил в кассу неиспользованные подотчетные суммы              
От поставщиков поступила краска эмаль белая (расчет не произведен)              
Из кассы выплачена зарплата рабочим и служащим    

Наши рекомендации