Организация транспортного и складского хозяйства
Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам.
Основные критерии функционирования транспортного и складского хозяйства - качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене.
5.1. Транспортное хозяйство - артерия предприятия, связующей материальные потоки, т.к. ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.
Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера).
Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют:
- сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции,
- ускорению оборачиваемости оборотных средств,
- снижению себестоимости продукции,
- росту производительности труда.
Классификация транспортных средств:
- по сфере обслуживания - средства межцехового и внутрицехового транспорта;
- в зависимости от режима работы - транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.);
- по направлениям движения - транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.д.) и смешанного перемещения (краны и др.);
- по уровню автоматизации - автоматические, механизированные, ручные;
- по виду перемещаемых грузов - транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
1.стратегическое планирование обновления транспортных средств;
2.анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточное™, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
3.анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
4.выбор и обоснование использования транспортных средств;
5.расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
6.составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали - их получатели);
7.проектирование схем грузопотоков;
8.оперативно-календарное планирование транспортных операций;
9.диспетчирование работы транспорта предприятия;
10. учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:
- углубление предметной и функциональной специализации производства,
- развитие кооперирования,
- повышение уровня автоматизации производства и управления,
- сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств,
- совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств,
- мотивация повышения их эффективности,
- анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов,
- разработка и внедрение соответствующих мероприятий.
5.2. Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции.
Эти функции складское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три показателя и являются, собственно, критериями функционирования складского хозяйства.
В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми
Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою очередь подразделяются:
1.на материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива, лесоматериалов);
2.полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;
3.производственные, обслуживающие производственный процесс;
4.готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю;
5.отходов и вторичного сырья;
6.хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т.п.
Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения:
- материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов;
- склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам.
По конструкции склады бывают:
- открытые,
- полуоткрытые,
- закрытые,
- специальные.
К цеховым производственным складам применительно к машиностроительному производству относят материальные, промежуточные, склады готовых деталей, комплектовочные и специальные.
Организация складского хозяйства включает следующие работы:
1.анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;
2.определение номенклатуры и типа складских помещений;
3.разработку схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;
4.разработку оперативно-календарных планов работы складских помещений;
5.организацию учета и контроля движения материальных потоков через склады;
6.организацию выдачи и доставки грузов потребителям;
7.анализ эффективности работы складского хозяйства, разработку и внедрение предложений по улучшению его работы.
Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же, что и для транспортного хозяйства.