Организация складского хозяйства

Склады материально-технического снабжения, подчиняясь соответствующему отделу этой службы, входят в общую систему заводского складского хозяйства.

Сущность складского обслуживания сводится к приемке, Хра­нению, учету, подготовке к отпуску и передаче материалов цехам-потребителям.

Подготовка к приемке материалов на складе включает опре­деление места складирования груза, осуществление приемо-сор-тировочных операций, обеспечение наличия контрольных и ве­соизмерительных приборов и приспособлений.

Поступающие материалы подвергаются так называемому вход­ному контролю, в ходе которого выявляется соответствие сопро­водительным документам по массе, объему, количеству, а также характеристикам, установленным техническими условиями, стан­дартами, образцами и нашедшим отражение в договоре на постав­ку. Результаты входного контроля заносят в акт приема матери­алов, а в случае невыполнения договорных условий, обнаружения порчи, недостачи, нарушения целостности упаковки, отсутствия пломб составляется акт претензий с предъявлением транспорт­ным организациям или поставщикам.

Принятый материал необходимо подготовить к передаче в цеха или хранению. Подготовка к хранению осуществляется путем сор­тировки, маркировки с последующим затариванием.

При размещении и хранении материалов на складах необхо­димо соблюдать следующие правила:

• в процессе хранения должна быть обеспечена качествен* и количественная сохранность материалов с поддержанием за ной температуры, влажности, с соблюдением противопожарь требований;

• при размещении материалов следует исходить из удобст выполнения приемно-отпускных операций;

• при размещении необходимо обеспечить быстроту проверки наличия материалов;

• размещение материалов должно сопровождаться полным использованием полезной площади и кубатуры склада и эффективным использованием подъемно-транспортных средств.

Учет материалов ведется на специальных карточках учета с применением компьютера с указанием максимального и страхового запасов, а также движения каждого вида хранимых материалов.

С целью обеспечения сохранности материалов на складах систематически проводится инвентаризация путем подсчета, обмера! взвешивания с последующей сверкой полученных данных с учетными, а в случае отклонений составляется акт с указанием причины и виновных лиц.

Материалы отпускаются со складов на основе лимитно-заборных карт, которые оформляются в соответствии с принятой схемой учета.

В деле организации материально-технического снабжении предприятия немаловажную роль играют так называемые ломить которые представляют собой своеобразную норму расхода сырья материала, необходимую и достаточную для производства качественной продукции. Лимиты на все виды сырья и материалов! потребляемые на предприятии, составляют соответствующие технические службы предприятия совместно с отделом главного технолога и представителями органов материально-техническог снабжения. При этом они руководствуются основными документ! тами предприятия по решаемым проблемам с учетом соблюдений' правил замены дорогостоящих природных материалов на синтетические и всемерной экономии материальных ресурсов.

Лимит всегда устанавливается с учетом величины производственной программы предприятия и технического состояния производства. Разработанные лимиты находят отражение в сводной ведомости в соответствии с номенклатурой потребляемых мате­риалов и утверждаются руководством предприятия. В силу ска­занного этот документ приобретает статус распоряжения, обяза­тельного к исполнению всеми производственными службами.

На основе лимитов и норм расхода сырья и материалов на предприятии организуется система обеспечения цехов и подраз­делений материально-техническими ресурсами.

В практике встречаются следующие схемы обеспечения цехов: на основе стандарт-плана и заявок. Первая схема нашла распро­странение в массовых и крупносерийных производствах, а вто­рая — на основе заявок -- в серийных и единичных.

Поскольку массовому и приближающемуся к нему по своим технико-экономическим показателям крупносерийному произ­водству свойствен устойчивый производственный процесс, номен­клатура выпускаемой продукции и номенклатура потребляемых материалов, то система обеспечения на основе стандарт-плана носит активный характер. Для системы обеспечения мелкосерий­ного, единичного, а тем более индивидуального производства свойствен пассивный характер. Это объясняется особенностями организации производства и номенклатурой потребляемых мате­риалов. При такой организации материально-технического обес­печения цеха получают материалы, заполняя лимитно-заборные карты или разовые накладные и, как правило, самостоятельно до­ставляют их в цеховые кладовые.

При активной системе обеспечения доставка материалов в цеха осуществляется заводской службой транспортного хозяйства по разработанному графику, что создает возможность существенно снизить расходы на содержание разветвленной сети заводского ма­териально-технического обеспечения путем прямой, минуя завод­ские складские помещения ^ поставки материалов на рабочие места.

Вместе с тем возможен и другой способ организации системы материально-технического обеспечения цехов. Он состоит в том, что в обязанность материально-технических складов входит наря­ду с организацией хранения и учета товарно-материальных цен­ностей еще и подготовка их к запуску в производственный процесс. Это, конечно, приводит к удорожанию содержания складского хо­зяйства через создание участков по предварительной подготовке материалов и сырья. Выбор той или иной системы, типа, характера материально-технического обеспечения зависит от специфики функционирования производства, его организационно-производ­ственного типа и местонахождения предприятия.

Транспортное хозяйство

Основной задачей организации и функционирования транс| портного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного про­цесса.

Виды транспорта

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, матери­алов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к ра­бочим местам, но и между рабочими местами, а также контроль­ными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транс­портных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от многих фак­торов, основными из которых являются следующие: объем внут­ризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и га­бариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве внепроизводственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цеха, кроме того, целесообразно создать цеха или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с со­ответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на пред­приятиях, относящихся к массовому и крупносерийному произ­водству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

Грузооборот и грузопоток

В организационном отношении работа транспортного хозяй­ства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу вре­мени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков.

Грузовым потоком называется коли­чество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-про­изводственного типа производства и может быть рассчитана в ус­ловиях постоянной номенклатуры и объемов производства ана­литическим методом на основе норм расхода материалов и вели­чины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно при­менить метод специального обследования и накопления статис­тической информации о грузопотоках с последующей их обработ­кой или путем выбора Типового представителя перемещаемых гру­зов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки! О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузообо­рота и схема грузопотоков.

Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдель­ных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по пред­приятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою оче­редь шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дае основание для совершенствования организации транспортног хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречные возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортньи средств.

Наши рекомендации