Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Разработка и внедрение организационных проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ N 7-12/47 от 31 марта 1994 г.). Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:

коммерческую (финансовую) эффективность, учитывающую финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

бюджетную эффективность, отражающую финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

народнохозяйственную экономическую эффективность, учитывающую затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экономическую эффективность.

Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток П Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) и отток О Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Ф Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t):

Ф Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) = П Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) - О Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t),


где i - номер вида деятельности (1, 2, 3, ...).

Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

Ф(t) = [П Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) - О Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t)] + [П Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) - О Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t)] = Ф Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t) + Ф Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru (t).


Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (B Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru ) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (D Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru ) над расходами (P Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru ) в связи с осуществлением данного проекта:

B Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru = D Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru - P Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru .


Интегральный бюджетный эффект (В Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru ) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (D Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru ) над интегральными бюджетными расходами (P Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом - student2.ru ).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому в расчет не включаются:

затраты организаций-потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;

амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками;

все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;

проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;

затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником при осуществлении организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов:

остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;

арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребляемой этими же или другими участниками проекта продукции организации региона (отрасли);

социальные и экологические результаты, полученные в регионе (в организациях отрасли);

косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).

В состав затрат при этом включаются только затраты организаций - участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли), также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:

производственные результаты;

выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;

социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

Наши рекомендации