Тема 3.1 Персонал организации (предприятия)
Краткое изложение материала темы
1. Трудовые отношения - это многоаспектная система взаимоотношений между государством и трудящимися, предприятиями (фирмами) и работниками, работодателями и работниками. Они имеют большое значение для деятельности предприятия (фирмы), так как от них зависит уровень производительности труда отдельных работников и всего коллектива в целом и использование капитала, конкурентоспособность предприятия (фирмы) на рынке.
2. Важным элементом рынка труда является кадровая работа на предприятиях (фирмах). Она включает процесс найма рабочей силы, мотивацию труда, профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
3. Персонал — личный состав организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам.
4. Подбор кадров — процесс, включающий определение требований, которые предъявляет каждая должность к кандидатам на замещение, установление качеств личности кандидатов, отбор кандидатов, которые по своим качествам наиболее соответствуют требованиям должности, и назначение на должность. Подготовка кадров — система образования, дающая знания, навыки и умения для выполнения работы в определенной области
5. В соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», персонал предприятия подразделяется на рабочих, руководителей, специалистов и других служащих.
6. По принципу участия в производственной деятельности персонал промышленного предприятия подразделяется на две категории - промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал;
7. По функциональному признаку персонал предприятия подразделяется на группы работников - инженерно-технические работники (ИТР), служащие, основные и вспомогательные рабочие, младший обслуживающий персонал, охрана, ученики.
8. К количественным характеристикам персонала относятся показатели явочной и списочной численности, среднесписочной численности работников предприятия. Качественная характеристика персонала - профессиональный и квалификационный состав кадров.
9. Планирование потребности в рабочей силе осуществляется отдельно по каждой категории персонала и по хозяйствующему субъекту в целом.
10. Исходными данными при планировании численности служат: производственная программа, штатное расписание, план проведения организационно-технических мероприятий, движение кадров, их текучесть и бюджет рабочего времени. Определение численности работников осуществляется различными методами: по трудоемкости, по нормам выработки, по нормам обслуживания и числу рабочих мест.
11. Одним из элементов организация труда на предприятии является нормирование труда. Нормирование труда - это процесс установления меры труда, т.е. обоснованных затрат рабочего времени на выполнение различных работ. На основе меры труда устанавливают соответствующие нормы труда.
12. Цель нормирования труда - установление и регулирование норм труда.
13. Объект нормирования - рабочие процессы с точки зрения их содержания и способов и приёмов их выполнения для достижения наибольшей экономии времени при труде.
14. Функциями нормирования труда являются: обеспечение прогрессивности норм труда; обеспечение напряжённости норм; проверка норм в производственных условиях; расширение области применения норм.
15. Нормы труда используются: для планирования определения трудоёмкости производственной программы, для расчёта потребной численности персонала и установления его профессионально - квалификационной структуры; для регулирования сдельного заработка, т.к. они используются для расчёта сдельных расценок; для установления сменных, суточных и месячных объёмов работ.
16. Основные задачи нормирования труда: исследование рабочих процессов; научное установление необходимых затрат рабочего времени; изучение и обобщение передовых методов и приёмов труда; установление благоприятных для здоровья человека режимов труда и отдыха; внедрение прогрессивных норм труда в производство и контроль за их выполнением.
17. Для нормирования труда используют методы опытно-статистические и аналитические. При опытно-статистических методах нормы труда устанавливают на всю работу без поэлементного анализа производственных операций. Разновидности опытно-статистических методов — опытный метод - основан на использовании личного опыта нормировщика, а статистический - на основе данных о фактических затратах труда на аналогичную работу в прошлом. Этот метод проводится без анализа фактических условий труда и поэтому не может быть признан научным. Речь же о нем ведется лишь потому, что такой метод нормирования труда еще применяется на некоторых предприятиях. Аналитические методы нормирования труда основаны на предварительном анализе условий работы. По материалам анализа осуществляется проектирование рациональных способа и организационно-технических условий выполнения работы, затем для этих условий разрабатываются нормы труда. Аналитические методы установления норм труда имеют две разновидности: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский.
18. Методы установления норм затрат труда не зависят от используемых форм оплаты труда (сдельной или повременной), а зависят только от характера и содержания работ. Там, где работа отличается низкой стабильностью, малой повторяемостью, где её трудно разделить на стандартные часто повторяющиеся элементы, нормирование труда основано на использовании укрупненных нормативов затрат труда.
19. Для персонала с повременной оплатой труда, который выполняет периодически и регулярно повторяющиеся операции, целесообразно устанавливать нормированные задания по выполнению определенного объема работ в смену или месяц. Нормированные задания повременщикам рассчитываются так же, как и устанавливаются нормы времени для работников, оплачиваемых сдельно, то есть используются аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский методы нормирования.
20. Для проектирования и совершенствования трудовых процессов, установления и пересмотра норм труда необходимо изучать и анализировать затраты рабочего времени исполнителей и затраты времени работы оборудования. Основными методами изучения затрат времени являются: фотография рабочего времени (индивидуальная и групповая, самофотография, метод моментных наблюдений), фотография времени использования оборудования, фотография производственного процесса, хронометраж и фотохронометраж.
1. На практике используют следующие трудовые нормы, которые учитываются при определении необходимой численности персонала различных категорий:
- Норма времени – это обоснованные затраты времени на выполнение единицы работы (одной производственной операции, одной детали, одного изделия, одного вида услуг, работы определённого объёма и т.д.) одним или группой работников установленной численности и квалификации в конкретных организационно – технических условиях производства. Нормы времени рассчитываются в человеко-минутах, человеко-часах, реже - в человеко-сменах.
- Норма выработки – это количество доброкачественных единиц работы (производственных операций, деталей, изделий, объём работ, услуг и т.п.), которое должно быть выполнено в единицу времени (час, смену, месяц) одним или группой работников установленной численности и квалификации в конкретных организационно – технических условиях производства. Нормы выработки бывают индивидуальные и коллективные (бригадные). Между нормой времени и нормой выработки существует обратно пропорциональная связь: чем меньше норма времени, тем больше норма выработки и наоборот.
- Норма численности – это установленное по нормативам необходимое количество работников определённых профессий и квалификации для выполнения конкретных работ в течение заданного времени (смены, месяца и т.п.). Такие нормы устанавливаются для выполнения работ, нестабильных по составу и повторяемости, или для обслуживания каких – либо объектов (рабочих мест, аппаратов, агрегатов и т.п.).
- Норма времени обслуживания – это обоснованные затраты времени на обслуживание единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц одним или группой работников установленной численности и квалификации в конкретных организационно – технических условиях производства. Нормы времени обслуживания представляют собой разновидность норм времени, они рассчитываются в человеко - минутах или человеко-часах и используются, главным образом при нормировании труда вспомогательных рабочих.
- Норма обслуживания – это обоснованное количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест и т.п.), которое работник или группа работников должны обслужить за единицу рабочего времени (час, смену месяц). По существу нормы обслуживания представляют разновидность норм выработки и используются, также как и нормы времени обслуживания, главным образом при нормировании труда вспомогательных рабочих.
- Нормированное задание – это установленный объём работ, который должен быть выполнен повременно оплачиваемым работником или их группой за определённое время (смену, месяц и т.п.).
- Нормативы численности – это регламентированная численность работников для выполнения единицы или определённого объёма работы. Они используются в том случае, если иным способом (через, например, нормы времени) трудно установить необходимую численность работников.
21. Трудовые нормативы устанавливаются централизованно для типовых или стандартных условий труда, а трудовые нормы устанавливаются для конкретных организационно – технических условий производства.
22. В качестве исходных данных при расчете численности работающих лежит рабочее время. Рабочее время – это часть календарного времени, затрачиваемое на производство продукции или выполнение определённого вида работ; продолжительность времени, в течение которого работник выполнял или должен выполнять работу или иные трудовые обязанности.
23. Основными единицами учета рабочего времени являются человеко-часы и человеко-дни. Человеко-часом отработанного времени считают один час пребывания работника в течение смены на предприятия, а человеко-днем — один день работника в течение его пребывания в составе персонала фирмы.
24. Определение средней списочной численности работников базируется на общей величине календарного времени имеющихся трудовых ресурсов, измеряемого в человеко-днях.
25. Для характеристики использования рабочего времени следует определить календарный, табельный и максимально возможный фонды времени для всего персонала организации или же для отдельной категории работающих.
26. С переходом к рыночным отношениям возникает целый ряд важных социальных задач, связанных с занятостью, и, прежде всего с трудоустройством тех, кто по тем или иным причинам оказался безработным. Эта задача как общества в целом, так и каждого отдельного предприятия.
Термины и понятия
Персонал предприятия (организации). Категории персонала. Рабочие. Руководители. Специалисты. Служащие. Промышленно-производственный персонал. Непромышленный персонал. Нормирование труда. Трудовые нормы. Норма времени. Норма выработки. Норма обслуживания. Норма численности. Рабочее время. Занятые. Квалификация
Вопросы для самоконтроля
1) Дайте определение персонала предприятия (организации).
2) По каким признакам классифицируется персонал предприятия (организации)?
3) Дайте определение явочной и списочной численности персонала предприятия (организации).
4) Как определяется явочная и списочная численность персонала предприятия (организации)?
5) С какой целью на предприятии осуществляется нормирование труда?
6) Какие методы нормирования труда применяются на практике?
7) Какие способы изучения затрат рабочего времени вы знаете?
8) Назовите основные виды трудовых норм и охарактеризуйте область их применения.
9) Дайте определение рабочего времени.
10) Какие показатели применяются для оценки использования рабочего времени?
Рекомендуемая литература:
законодательные акты и нормативные документы [6]; [7]; [15];[16];
основная [1]; [2]; [3];
дополнительная [17];[21]; [22]; [27]; [28].