Мировой рынок: понятие, особенности, виды, структура
Лекция 12: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
1. Мировой рынок: понятие, особенности, виды, структура.
2. Мировая цена: понятие, факторы, определяющие ее уровень.
3. Анализ и прогнозирование мировых цен.
Мировой рынок: понятие, особенности, виды, структура
Мировой рынок (МР) - составная часть всемирного хозяйства представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:
• развитие общественного разделения труда;
• наличие различных собственников;
• появление товарно-денежных отношений.
В процессе развития мирового рынка сформировался ряд функций, которые он выполняет в мировой экономике. В настоящей, зрелой форме ему свойственны интегрирующая, систематизирующая, опосредующая, информационная, стимулирующая и санирующая функции.
Интегрирующая функция состоит в том, что благодаря рынку обособленные национальные хозяйства образуют единую хозяйственную систему – мировую экономику. Это становится возможным в связи с объективностью, универсальностью и всемирностью международных торгово-экономических отношений, реализуемых при посредстве мирового рынка. Эта функция мирового рынка делает государства все более зависимыми друг от друга, а значит, с одной стороны, способствует интернационализации, глобализации мировой экономики, а с другой – является ее продуктом.
Систематизирующая функция MP проявляется в ранжировании государств в соответствии с уровнем их экономического развития и достигнутой экономической мощью. Результатом реализации данной функции становится тот факт, что государства, находящиеся на верхней ступени мировой иерархии (они, как правило, имеют наибольшее значение среднедушевого внешнеторгового оборота в год), реально диктуют правила, принципы, по которым строятся международные экономические отношения вообще и торгово-экономические в частности.
Опосредующая функция выражается в том, что мировой рынок опосредует (реализует) результаты участия государства в мировой торговле. Он позволяет (или нет) превратить продукт абстрактного или конкретного труда в товар, поскольку только на мировом рынке предложение может найти (или нет) спрос. Если оно его не найдет, значит, продукт не превратился в товар, а труд на его производство был затрачен напрасно, а потому государству надо изыскивать новые направления своего участия в мировой торговле.
Информационная функция заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и исходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым). В этом смысле образно МР может быть представлен как гигантский компьютер, работающий с астрономическими объемами точечной информации (параметры, характеризующие товар) в реальном масштабе времени и выдающей ее потребителю в агрегированном виде по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. В результате потребитель, сравнив свои параметры конкретного товара с параметрами мирового рынка, имеет возможность принимать необходимое решение как на макро-, так и на микроуровнях к снижению национальных затрат и повышению уровня национального качества, в частности, путем модернизации и даже ликвидации производства.
Стимулирующая (оптимизационная) функция непосредственно вытекает из информационной. Суть ее состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности государства изменяют структуру производства в отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с дыми в мировой экономике. Но поскольку главное направление корректировок — снизить совокупные издержки производства (что можно сделать только реализуя достижения НТП), то это стимулирует НТП в базовых отраслях, повышает их технологичность, наукоемкость, а следовательно, конкурентоспособность. Таким образом, МР вносит свою дополнительную лепту в оптимизацию не только национальной, но и мировой экономики.
Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для
оскольку рговлея государства в наиболее сильных из них.
Все функции МР реализуются посредством конкуренции, которая может быть более или менее совершенной. Абсолютно совершенной конкуренции в настоящее время не существует, поскольку передвижение товаров между государствами, формирование мировых цен происходят не только под действием основных экономических законов рыночного товарного производства (закон стоимости, спроса и предложения, роста производительности труда или экономии времени), но и под влиянием различных мер регулирования на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Серьезные коррективы в действие этих законов вносят различного рода монополии. В настоящее время на мировом рынке, в международной торговле действует многоярусная и внутренне противоречивая система внесения элементов планомерности в регулирование конкуренции. Практически полностью на плановой основе ведется внутрикорпоративная и внутриинтеграционная торговля, хотя торговля с третьими странами отличается большей свободой конкуренции. Но даже эта торговля в значительной мере регулируется правилами и принципами, содержащимися в международных соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО). Глобальной системы торговых преференций (ГСТП) и др. Государства, первичные экономические операторы, международные и национальные экономические организации на всех уровнях постепенно ведут поиски оптимального сочетания регулируемого и конкурентного начал на мировом рынке.
Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В качестве основных элементов структуры мирового рынка можно выделить:
· международный товарный рынок;
· международный рынок капиталов:
· международный рынок рабочей силы;
· международный рынок услуг (транспортных, страховых и т д.;
· международный рынок информации;
· международный валютный рынок.
Важнейшими особенностями современного мирового рынка являются:
- многократно увеличившаяся мобильность обращения товаров и услуг;
- сложившаяся система мировых цен;
- формирование наряду со сложившейся долларовой системой мировых расчётов конкурирующей системы общей валюты стран ЕС. общей системы расчетов Юго-Восточной Азии, а также попытки создания подобных систем в Латинской Америке и Африке;
- значительность государственного и политического влияния на движение товаров на мировом рынке;
- межстрановая интеграция и глобализация, особенно ярко проявляющихся на современных финансовых рынках;
- неустойчивость конъюнктуры мирового рынка и цен.
Вместе с тем мировой рынок - достаточно конфликтная сфера деятельности. Поэтому страны определяют к ней своё отношение, отражающиеся в их внешнеторговой политике - совокупности принципов и мер внешнеторговой деятельности государства.
Главными видами такой политики являются:
- система свободной торговли;
- система протекционизма.
Под конъюнктурой мирового рынка понимается конкретное состояние спроса и предложения на данном рынке в определённых временных, географических и иных рамках, складывающихся под воздействием целого ряда факторов. Неустойчивость конъюнктуры обусловлена спросом, предложением, государственным вмешательством, ценовой политикой и т.д.
Множественность цен на мировом рынке характеризуется тем, что на один и тот же товар в одном и том же торговом центре действуют различные по уровню официальные публикуемые цены.
Это обусловлено:
• качеством товара;
• разными условиями поставки;
• характером торговой сделки;
• сроками поставки;
• упаковкой;
• политикой монополий устанавливающих систему цен дифференцированную по рынкам и по категориям покупателем;
• государственным регулированием;
• вмешательством мировых, региональных и других организаций в мировое ценообразование.
Государственное вмешательство стран участников мировой торговли в ценообразование может осуществляется с помощью законодательных, административных, бюджетно-финансовых мероприятий.
Одной из форм государственного вмешательства является политика протекционизма.
Протекционизм – политика защиты внутреннего рыка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. К тарифным ограничениям относятся: таможенные тарифы, тарифные пошлины, тарифные квоты. К нетарифным (количественным) методам относятся квотирование, лицензирование и добровольное ограничение экспорта. Квотирование - наиболее распространенная форма количественных ограничений и представляет собой ограничение в количественном и стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота).
К скрытым методам протекционизма относятся механические барьеры. К ним относятся: требования: о соблюдении национальных стандартов; о получении сертификатов качества импортной продукции и др.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);
• коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.