Мировой финансовый рынок и его структура

Изучаемые вопросы

Мировой финансовый рынок: валютный спот-рынок, рынок деривативов, рынок долговых и долевых ценных бумаг, рынок страховых услуг, кредитный рынок. Золотовалютные резервы: частные и официальные. Участники мирового финансового рынка (МФР).

Теоретические положения

Мировой финансовый рынок может быть рассмотрен с точки зре­ния его функций и сроков обращения финансовых активов. Функ­ционально он делится на валютный рынок, рынок деривативов, стра­ховых услуг, акций и кредитный; в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке стра­ховых услуг – перестрахование, на кредитном рынке – сегменты дол­говых ценных бумаг и банковских кредитов и др.

По срокам обращения финансовых активов выделяются следую­щие сегменты МФР: валютный (краткосрочный) рынок и рынок ка­питала (долгосрочный). Существуют также финансовые активы, на­целенные на пребывание на денежном рынке только с целью получе­ния максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций. Подобные активы часто называются «горя­чими деньгами».

Границы между различными сегментами МФР размыты, и вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира. Это приводит к глобализации финансовых ресурсов мира, к тому, что финансовые катастрофы в отдельных регионах, как это было летом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, прово­цируют финансовые потрясения мирового финансового хозяйства.

Многообразие типов, форм и видов участников МФР требует развернутой их классификации, так как для каждого из его сегмен­тов характерны одни и те же участники. Выделяют следующие при­знаки классификации:

- характер участия субъектов в операциях;

- цели и мотивы такого участия;

- типы элементов и их характе­ристики; страны происхождения субъектов;

- типы инвесторов и должников.

С точки зрения характера участия в операциях участники рынка делятся на прямых (непосредственных) и косвенных (опосредован­ных). К прямым участникам относятся те, кто заключает сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, т. е. косвенных участников, не заключающих самостоятельных сделок.

По мотивам и целям участия на рынке различают хеджеров, спе­кулянтов, трейдеров и арбитражеров.

Хеджеры проводят так называемые операции хеджирования, предназначенные для защиты валютной выручки от валютно-курсового риска. Для этих целей они используют инструменты рынка деривативов для страхования риска трансферта, присущего финансо­вым инструментам, для страхования своих активов или конкретных сделок на краткосрочном рынке (т. е. рынке «спот», где сделки за­вершаются в течение двух банковских дней).

Спекулянты заключают сделки исключительно с целью зарабо­тать на благоприятном движении курсов, и поэтому у них нет наме­рения страховать свои операции.

Деятельность трейдеров связана с использованием колебаний курса по одному или нескольким контрактам и, по сути, противопо­ложна действиям хеджеров.

Арбитражеры осуществляют финансовые операции на одном рынке с одновременным проведением противоположной операции на другом в целях извлечения прибыли на разнице курсов на разных рынках и в разные периоды. Арбитражеры рискуют меньше спеку­лянтов.

По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следую­щая градация участников МФР: (а) международные и межнацио­нальные агентства; (б) национальные правительства и суверенные заемщики; (в) провинциальные и региональные правительства (мест­ная администрация); (г) муниципальные правительства (муниципа­литеты); (д) квазиправительственные эмитенты; (е) корпорации, бан­ки и другие организации.

К числу международных агентств относятся Мировой банк, Меж­дународный банк реконструкции и развития, Европейский банк ре­конструкции и развития и др. Среди элементов субнационального уровня выделяются правительства германских земель, провинций Канады, штатов Австралии, городов Нью-Йорка, Москвы и Санкт-Петербурга и др.

В зависимости от стран происхождения участники МФР подраз­деляются на развитые, развивающиеся страны, международные ин­ституты (не имеющие конкретной национальной принадлежности) и оффшорные центры (зоны).

К последним относятся территории, где действуют налоговые, ва­лютные и другие льготы для тех нерезидентов, которые базируют свои счета и фирмы на этих территориях, но осуществляют финансо­вые операции исключительно с другими странами. Это преимущест­венно островные государства; некоторые из них уже превратились в региональные и мировые финансовые центры (Кипр, Панама, Бермуд­ские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.); страны, рас­положенные рядом с мировыми финансовыми центрами (Лихтен­штейн, Ирландия, Нормандские острова), или некоторые территории стран-участников МФР (например, отдельные штаты США и кантоны Швейцарии). По оценкам, в оффшорных центрах размещено финансо­вых ресурсов на сумму около 5 трлн. долл. США, в том числе пред­положительно 100 млрд. долл. российского происхождения.

16.4. Мировая финансовая система и её эволюция

Изучаемые вопросы

Звенья мировой финансовой системы. Управление финансовой системой. Бюджетная система. Публичные и частные финансы

Теоретические положения

Мировые финансы – совокупность финансов национальных государств и международных финансов в их единстве, взаимосвязях и взаимозависимости.

Мировая финансовая система включает национальные финансовые системы и объединяющую их международную финансовую систему, в которой часть национальных финансовых потоков переливаются в международные валютно-финансовые потоки и обратно, участвуя в формировании финансовых и валютных ресурсов каждого сотрудничающего государства, их национальных экономических субъектов (участников соглашений) и международных структур, способствующих развитию мирового хозяйства в целом и национальных социально-экономических систем.

В условиях интеграционных процессов происходит постепенная унификация в организационном устройстве экономик, финансов, банковских систем. В то же время каждая страна сохраняет свою специфическую особенность, а также отстаивает свои национальные интересы.

В процессе построения рыночных отношений в России ее финансовая система все больше приобретает черты финансовых систем развитых стран.

Финансовая система в развитых странах включает следующие звенья. Централизованные финансы – это государственные бюджеты, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды; децентрализованные финансы – финансы государственных и частных корпораций (предприятий) и финансов домохозяйств. Это группировка по степени централизации.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы – это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий; финансы частного сектора экономики – финансы частных корпораций и финансы домохозяйств.

Государственные и муниципальные финансы призваны обеспечивать финансовыми ресурсами и способствовать решению общегосударственных (муниципальных) задач, поэтому они занимают центральное место в финансовой системе.

С точки зрения управления финансовая система представляет собой систему финансовых органов. Управление государственными финансами осуществляют специальные органы, которые делятся на органы общего управления финансами (законодательные) и органы оперативного управления финансами (исполнительные). В экономически развитых странах управление государственными финансами осуществляется законодательными органами путем разработки и применения финансового законодательства, которое регулирует бюджетный процесс, налоговый механизм, управление государственным долгом. К высшим органам власти относятся парламенты в Великобритании и Франции, Конгресс США, Бундестаг в ФРГ.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, структура которого определяется государственным устройством. В США такими органами являются Министерство финансов (Казначейство) и Административно-бюджетное управление при Президенте США; в Великобритании – Казначейство, Управление таможенных пошлин и акцизов, Управление внутренних доходов, Банк Англии, который управляет государственным долгом; в ФРГ – Федеральное министерство финансов, которому подчиняются федеральное ведомство по финансам и Федеральное управление государственным долгом; во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета; в Италии – Казначейство, Министерство финансов, Министерство бюджета и планирования, Министерство внутренних дел. Их функциями являются: разработка финансовой, налоговой, бюджетной, валютной и кредитной политики; составление и исполнение государственного бюджета; финансовый контроль за соблюдением финансового, налогового и бюджетного законодательства, распределение финансовых ресурсов по звеньям бюджетной системы, управление госдолгом, кассовое обслуживание бюджета, управление местными финансами и др.

Наши рекомендации