Модуль 1 Роль фирмы в обществе
Н. С. Тарасюк
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Красноярск
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Н.С. Тарасюк
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
практикума для студентов направления 080200.68 (38.04.02) «Менеджмент» профиля подготовки «Производственный менеджмент» очной формы обучения
Красноярск
Тарасюк Н.С.. Управленческая экономика: практикум для студентов направления 080200.68 (38.04.02) «Менеджмент» профиля подготовки «Производственный менеджмент» очной формы обучения / Н.С. Тарасюк.– Красноярск: СибГТУ, 2014. – 111 с.
В практикуме рассматриваются основные теоретические положения, изучаемые в рамках дисциплины «Управленческая экономика». Сформулированы контрольные вопросы и тестовые задания, позволяющие студенту закрепить пройденный материал, представлены задачи для самостоятельного решения.
Рецензенты: канд. экон. наук Акулич В. Г. (доцент кафедры Экономики и
менеджмента Красноярского филиала МЭСИ)
канд. экон. наук, доцент Е.В. Мельникова (научно-
методический совет СибГТУ).
© Н.С. Тарасюк, 2014
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 4
Модуль 1 Роль фирмы в обществе …………………………………………6
1. Практическое занятие 1. Фирма и альтернативные модели ее поведения – 2 часа……………………………………………... ……………………..…...6
2. Практические занятия 2,3. Рыночные силы: спрос и предложение. Рыночное равновесие – 4 часа…………………………………….. ...………11
Модуль 2 Анализ и прогнозирование производства……………………18
3. Практическое занятие 4. Анализ ценовой эластичности спроса – 2 часа……………………………………….………………………………….....18
4. Практическое занятие 5. Анализ перекрестной и доходной эластичности спроса – 2 часа………………………………………………………………...24
5. Практическое занятие 6. Прогнозирование спроса и объемов продаж на основе экстраполяции – 2 часа…………………………………………….. ..28
6. Практическое занятие 7. Прогнозирование спроса и объемов продаж на основе метода наименьших квадратов – 2 часа……………………………..35
7. Практическое занятие 8. Прогнозирование спроса и объема продаж на основе аддитивной модели – 2 часа………………………………………….43
8. Практическое занятие 9. Прогнозирование спроса и объема продаж на основе мультипликативной модели – 2 часа……………………………….50
9. Практическое занятие 10. Виды и значение прибыли – 2 часа…………55
10. Практические занятия 11, 12. Анализ производства и издержек в краткосрочный период – 4 часа………………………………….…………...62
11. Практическое занятие 13. Анализ производства и издержек в долгосрочный период – 2 часа……………………………………………....73
Модуль 3 Ценообразование и принятие решений …………..…………. 77
Практическое занятие 14. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции – 2 часа………………………………………….……………...77
Практическое занятие 15. Ценообразование в условиях чистой монополии – 2 часа………………………………………………...…………..…………...87
Практические занятия 16,17. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии – 4 часа……….………………………………………………………..…………...94
Практическое занятие 18. Экономическая роль правительства при позитивных и негативных внешних условиях – 2 часа ……………………………………...…………………....................................101
Заключение…………………………………………………………………...106
Библиографический список…………………………………………………107
Приложение А (Справочное) Перечень ключевых слов………………….108
Введение
Экономика — это наука принятия решений в условиях ограниченности используемых ресурсов. Таким образом, экономические решения связаны с распределением ограниченных ресурсов, и поэтому основная задача менеджера — распределить ресурсы, имеющиеся в его распоряжении, так, чтобы наилучшим образом выполнить поставленные цели.
Управленческая экономика — это учебный курс, в котором изучаются способы, при помощи которых менеджер руководит использованием ограниченных ресурсов таким образом, чтобы достичь поставленной цели наиболее эффективным способом. Это очень широкая дисциплина, в которой описываются методы, полезные для самых различных аспектов жизни: от организации жизни в семье для обеспечения ее максимально возможного благосостояния до эффективного распределения ресурсов компании, позволяющего добиться максимально высокой прибыли.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов умения использовать экономические понятия и методы анализа при выработке и принятии управленческих решений.
Выполнение практических заданий по «Управленческой экономике» призвано сформировать у студентов следующие профессиональные компетенции:
- способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
- способность разрабатывать корпоративную стратегию в условиях риска и неопределенности (ПК-2);
- владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в различных типах рыночных структур и в глобальной среде (ПК-6);
В результате освоения дисциплины «Управленческая экономика» студент должен:
знать:
- принципы и основные критерии целей фирмы;
- методы практического анализа и прогнозирования спроса и объема
продаж фирмы;
- методы практического анализа издержек на производство продукции;
- принципы формирования финансовых результатов деятельности
предприятия;
- принципы и факторы ценообразования на продукцию фирмы.
уметь:
- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
- оценивать положение и потенциал фирмы и обосновывать цели со
стороны собственников и менеджеров;
- проводить количественное прогнозирование и моделирование
важнейших показателей, определяющих стратегию поведения фирмы;
- обосновывать производственную программу;
- обосновывать ценовую политику предприятия;
- оценивать экономические показатели результатов деятельности предприятия.
владеть:
- навыками обоснования и проведения количественных расчетов показателей, выражающих цели фирмы;
- методами практического анализа и прогнозирования спроса и объема продаж фирмы;
- методами практического анализа издержек на производство продукции;
- методами выработки ценовой стратегии фирмы;
- методами оценки результативности отдельных управленческих решений.
Практикум по «Управленческой экономике» предназначен для оказания помощи студентам в систематизации и закреплении теоретических знаний, основных понятий, а также в приобретении необходимых навыков в принятии управленческих решений по распределению ограниченных ресурсов, ценовой политики и объемов производства компании.
В практикуме предусмотрены:
1. Контрольные вопросы. Предназначены для оказания помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям и проведении дискуссии по предложенным вопросам.
2. Задания «Верно/Неверно». Предполагают оценку правомерности предлагаемых решений. Служат для самооценки знания студентов и промежуточного контроля усвоения материала.
3.Тестовые задания. Предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Служат для самостоятельной подготовки и оценки знаний, промежуточного контроля знаний студентов и позволяют проводить мониторинг усвоения материала.
4. Задачи. Способствуют приобретению практических навыков по анализу экономической ситуации и принятию управленческих решений.
5. Задания для самостоятельной работы. Предназначены для закрепления теоретического материала и практических навыков в решении экономических задач.
Модуль 1 Роль фирмы в обществе