Модуль 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках»

Темы для обсуждения по разделу 5. Цели фирмы и принятие оптимальных решений

1. Какова взаимосвязь оптимального размера фирмы с наличием трансакционных затрат? Объясните.

2. Допустим, Вы решили организовать собственный бизнес. Какую форму предприятия Вы бы выбрали? Почему?

3. Проанализируйте различные модели управления акционерным обществом. Как распределяется власть в АО при их использовании?

4. Почему возникают и в чем проявляются противоречия между акционерами и менеджерами АО? Какова российская специфика конфликтов внутри АО?

Что означает прозрачность корпоративного управления? Обоснуйте ее необходимость под углом зрения микро- и макроэкономики

6. Хотя все успешные фирмы стремятся к росту и часто преуспевают в этом, су­ществует предел их роста. Объясните, в чем тут дело?

7. Как скажутся указанные далее ситуации на стоимости капитала акционерного фонда фирмы?

а.) Существенный рост процентной став­ки.

б) Внедрение научно-технических средств, значительно экономящих время.

в) Победа профсоюза в трудовом споре, приведшая к 20%-му увеличению за­работной платы.

Темы для обсуждения и хозяйственные ситуации по разделу 6. Фирма на рынке ресурсов

Вопросы для обсуждения

1. Особенности функционирование и взаимосвязьрынков эконо­мических ресурсов.

2. Рынок труда и его структура.Рабочая сила и человеческий ка­питал.

3. Рынок капитала и принятие инвестиционных решений.

4. Рынок земли. Спрос на сельскохозяйственные и несельскохо­зяйственные земли.

5. Информация как экономический ресурс.

Хозяйственные ситуации

1. Производственная функция конкурентной фирмы: Q=30L-L2, где L - количество работников. Фирма продает продукцию по цене 5 д.ед.

1) Выведите функцию MRP фирмы;

2) Если заработная плата = 50 д.ед., то сколько работников наймет фирма?

3) Если заработная плата возрастет до 100 д.ед., то что произойдет:

а) с объемом выпуска;

б) с прибылью фирмы;

в) с количеством занятых.

4) При какой заработной плате фирма вынуждена будет закрыться?

2. Весь труд определенной квалификации используется в данной отрасли. Функция предложения труда L=10w, где L - число работников, а w - заработная плата. В отрасли действуют 100 фирм, каждая из которых продает готовую продукцию по 5 д.ед. Производственные функции фирм также одинаковы и составляют: q=4-(l-2)2, где l - число работников, нанятых одной фирмой. Сколько работников и за какую плату будет нанимать каждая фирма? Какую прибыль она при этом получит? Проиллюстрируйте решение графически.

3. Часто говорят, что люди станут работать больше и лучше, если им повысить зарплату. Объясните, почему это может быть и не так.

4. Используя аппарат кривых безразличия и бюджетной линии в пространстве «доход – свободное время» (см. график), ответьте на вопросы:

Модуль 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках» - student2.ru

1)Какова почасовая заработная плата в т. А?

2)Сколько часов в день будет трудиться данный работник, если часовая зарплата составляет 7 долл.?

3)Положительный или отрицательный наклон имеет кривая индивидуального предложения труда? Как Вы это определили?

4)Каков дневной доход работника в т. А, в т. В?

5)Пусть заработная плата – Ваш единственный источник дохода. Начертите кривые безразличия между работой и досугом и покажите Вашу равновесную точку при определенной часовой зарплате. Предположим, Вы получили наследство, дающее Вам некоторый ежедневный доход без всякой работы. Покажите, как это повлияет на Ваш выбор между работой и досугом. Что произойдет с Вашей индивидуальной кривой предложения труда?

6)Функция благосостояния работника TU = H2*I, где H - досуг (в часах), а I - доход (в ден. ед.). Сколько часов в день этот человек захочет трудиться и каким будет его ежедневный доход при заработной плате 4 д.ед. в час?

7)Функция благосостояния работника TU = H*I, где H - досуг (в часах), а I - доход (в ден. ед.). Работник может трудиться любое количество часов в день. Перед ним выбор: продолжать работать, не получая пенсии, или выходить на пенсию, но потерять право на работу. Пенсия составляет 12 д.ед. в день. Какова должна быть минимальная часовая ставка заработной платы, чтобы человек предпочел продолжать трудиться? Проиллюстрируйте решение графически.

8)Функция благосостояния работника TU = H*I, где H - досуг (в часах), а I - доход (в ден. ед.). Работник может трудиться любое количество часов в день. Перед ним выбор: продолжать работать, не получая пенсии, или выходить на пенсию, но потерять право на работу. Часовая ставка заработной платы составляет 4 д.ед. Каков должен быть размер дневной пенсии, чтобы человек предпочел больше не работать? Проиллюстрируйте решение графически.

9)Функция благосостояния работника TU = H*I, где H – досуг (в часах), а I - доход (в ден. ед.). Работник может трудиться не более 8-ми часов в день. Перед ним выбор: продолжать работать, не получая пенсии, или выходить на пенсию, но потерять право на работу. Часовая ставка заработной платы составляет 4 д.ед. Каков должен быть размер дневной пенсии, чтобы человек предпочел больше не работать? Проиллюстрируйте решение графически.

10)На данном рынке функция спроса на труд составляет P=20-0.002L, а функция предложения - P=11+0.001L, где P - цена труда, а L - количество занятых. Чему равна величина экономической ренты работников? Покажите ее на графике.

11)Используя условия предыдущей задачи, рассчитайте количество безработных на данном рынке, если государство установит минимальную заработную плату на уровне 15 д.ед.

Хозяйственные ситуации и практические задания по разделу 7. Экономическая теория инвестиционного анализа

Хозяйственные ситуации

1. Спрос фирмы на инвестиции задан функцией: i=0,5-0,01*I, где I - величина инвестиций, а i - рыночная процентная ставка (в десятичных дробях). Ответьте на вопросы: 1) При какой рыночной процентной ставке спрос фирмы на инвестиции будет равен нулю? 2) Какой будет величина спроса на инвестиции при процентной ставке, равной 10%?

2. Функция рыночного спроса на инвестиции: i=0,5-0,0001*I, а функция предложения заемных средств для инвестиций: i=0,00015*I, где I - величина инвестиций, а i - рыночная процентная ставка (в десятичных дробях). Чему будут равны: а) суммарные инвестиции; б) рыночная процентная ставка; в) инвестиции отдельной фирмы, если функция ее инвестиционного спроса указана в предыдущей задаче?

Проиллюстрируйте решение с помощью графиков.

3. В своих воспоминаниях Ч.Чаплин рассказывает такую историю (воспроизвожу по памяти). Президент кинокомпании предложил ему заключить новый контракт на следующих условиях: первый год – 1000 долларов в неделю, второй год – 2000 долларов в неделю, третий год – 3000 долл. в неделю. «Согласен, - ответил Чаплин, - но только если моя зарплата будет выплачиваться в другом порядке: первый год – 3000 долларов в неделю, второй год – 2000 долларов в неделю, третий год – 1000 долл. в неделю». «Но это же дико!», - воскликнул президент. Контракт не был заключен.

Объясните различия в финансовых позициях Чаплина и президента. Почему требование Чаплина показалось президенту завышенным?

5. Банк одолжил фирме 100 ден. ед. на два года под 50% годовых (сложный процент). В первый год фирма выплатила 50 ден. ед. Какова должна быть сумма выплаты в последнем году, чтобы долг был погашен? Ответ обоснуйте.

6. При реализации данного проекта начальные капиталовложения составляют 1000 ден. ед. Проект является бессрочным, причем в течение каждого года он будет требовать дополнительных затрат в размере 150 ден. ед. и приносить доход 240 ден. ед. Рассчитайте чистую веденную стоимость проекта, если рыночная процентная ставка будет неизменной и составляет 10% годовых. Имеет ли смысл вкладывать деньги в этот проект?

7. Что такое внутренняя норма отдачи? Определите внутреннюю норму отдачи инвестиций в 20000 ден. ед., приносящую 25000 ден. ед. через год. А какой будет внутренняя норма отдачи, если это вложение ничего не принесет в первый год, но даст 30000 ден. ед. через два года?

8. Предположим, что процентная ставка равна 10% годовых. Какую максимальную сумму Вы заплатили бы за облигацию, приносящую на протяжении 5-ти лет 100 ден. ед. ежегодного дохода (в конце каждого года), а в конце пятого года еще и погашаемую по номиналу - 1000 ден. ед.? Напишите формулу расчета с использованием конкретных цифр. Повторите расчет для случая, когда процентная ставка составляет 20%. О чем это говорит?

9. Предположим, участок земли продается за 50000 ден. ед. Сдавая эту землю в аренду, Вы будете получать 4000 ден. ед. ежегодно на протяжении неограниченного периода времени. Купите ли Вы землю, если банковская процентная ставка по вкладам составляет 10% годовых? Ответ обоснуйте.

10. Магазин предлагает покупателям приобрести дисконтную карту, дающую ее обладателю право на 2%-ую скидку при покупке товаров. Стоимость карты 200 р. Вам надо решить, стоит ли покупать такую карту, опираясь на методы инвестиционного анализа. Какая дополнительная информация Вам необходима? Купите ли Вы в конечном счете эту карту? Ответ обоснуйте.

11. Семья планирует ежемесячно в течение года покупать продукты в магазине на сумму 1000 р. Используя условия предыдущей задачи, объясните, приобретет ли эта семья дисконтную карту магазина, если она не желает вкладывать деньги в проекты с внутренней нормой отдачи меньше 10% в месяц.

12. Фирме предстоит покупка. Два продавца предлагают ей свои услуги, но первому надо сразу перечислить 4000 ден. ед., а второй просит уплатить 2000 ден. ед. сейчас и 2180 ден. ед. через год. Какой вариант покупки выгоднее для фирмы, если банковская процентная ставка составляет 15% годовых? Ответ обоснуйте.

13. Банковская процентная ставка составляет 1,5% в месяц. На счет фирмы в данном году поступали суммы:

1.03 1.07 1.11

Рассчитайте чистую приведенную стоимость проекта, если 1.01 фирма вложила в него 1000 ден. ед.

14. Руководству фирмы предлагают купить завод мощностью 100 изделий в год. Стоимость завода 10000 ден.ед. Завод будет работать 10 лет. Реализация каждого изделия принесет фирме 20 ден. ед. прибыли. Стоит ли покупать завод, если банковская процентная ставка 20% годовых?

Практические задания:

1. Пусть ежегодно на банковский счет откладываются $1000 при процентной ставке 9% годовых. С помощью функции «БС» (FV) рассчитайте, какая сумма образуется на счете через 20 лет. Как изменится накопленная сумма, если процентная ставка составит 5%, 10%, 15%?

2. Семья хочет приобрести в кредит автомобиль, выплачивая в течение 10 лет ежегодно $1000 при процентной ставке 9% годовых. С помощью функции «ПС» (PV) рассчитайте нынешнюю стоимость автомобиля. Как изменилась бы эта сумма, если бы процентная ставка составляла 5%, 10%, 15%?

3. Семья хочет приобрести дом, для чего берет в банке $100000 на 25 лет по ставке 12%. С помощью функции «ПЛТ» (PMT) рассчитайте сумму ежегодных выплат. Как изменится эта сумма, если процентная ставка составит 5%, 10%, 15%?

4. Используя условия предыдущей задачи, рассчитайте с помощью функции «КПЕР» (NPER), сколько лет Вам потребуется для погашения долга, если ежегодные выплаты составят $20000, $10000, $5000.

5. Есть данные об оросительном проекте Всемирного Банка:

Годы 10-30
Доходы           1,67 3,34 5,00 6,68 8,38 каждый год
Расходы 1,09 4,83 5,68 4,50 1,99 0,67 0,97 1,30 1,62 1,95 каждый год

Полагая, что ставка дисконта составляет 10% рассчитайте чистую приведенную стоимость проекта. Для этого используйте функцию «ЧПС» (NPV). Постройте график, отражающий зависимость NPV от процентной ставки.

С помощью функции «ВСД» (IRR) рассчитайте внутреннюю норму отдачи от данного проекта. Постройте таблицу зависимости внутренней нормы отдачи от ее ожидаемого значения (1%, 2%, …,30%) с тем, чтобы убедиться в том, что проект имеет единственное значение внутренней нормы отдачи. Постройте график, отражающий зависимость NPV от процентной ставки.

6. Есть данные об инвестиционном проекте:

Годы
Инвестиции             1 200
Доходы  
Расходы  

С помощью функции «ВСД» (IRR) рассчитайте внутреннюю норму отдачи от данного проекта. Постройте таблицу зависимости внутренней нормы отдачи от ее ожидаемого значения (1%,2%,…,30%). Сделайте выводы. Постройте график, отражающий зависимость NPV от процентной ставки.

Хозяйственные ситуации и практические задания по разделу 8 Практика ценообразования и принятие решений о ценах

1. Уровень цен в данной стране в 1995 г. принят за 100. В 1999 г. индекс цен составил 342, а в 2012 г. он достиг 411. На сколько процентов выросли цены в 2012 г. в сравнении с 1999 г.?

2. Есть данные о росте потребительских цен в России в каждом году в сравнении с предыдущим годом:

Годы
Рост цен на 84,4% На 36,5% на 20,1% на 18,8%

Рассчитайте, на сколько процентов выросли цены за эти четыре года.

В экономике производятся три товара. Имеются данные об их ценах и потреблении в базисном и отчетном годах:

  Товар А Товар Б Товар В
Цена Потребление Цена Потребление Цена Потребление
Базисный год
Отчетный год

Рассчитайте темп инфляции, используя индексы Ласпейреса и Пааше, и объясните различия в полученных результатах.

3. Потребитель расходует свой доход на товары (60% дохода) и услуги (40% дохода). В истекшем году товары подорожали на 20%, а услуги подешевели на 15%. Каков общий индекс потребительских цен?

4. В истекшем году денежная масса в экономике выросла на 10%. При этом скорость обращения денег упала на 2%, а ВВП увеличился на 3%. Используя уравнение количественной теории денег, рассчитайте годовой темп инфляции.

5. Кривая совокупного спроса задана функцией: Модуль 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках» - student2.ru , где М – денежная масса, равная 1000. Потенциальный ВВП составляет 5500. Краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна, а уровень цен равен 1.

Объясните, находится ли экономика в состоянии долгосрочного равновесия. Если денежная масса будет увеличена до 1200, то какими станут ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах? Каким будет темп инфляции?

6. Объясните, какое влияние окажет непредвиденная 10%-ная инфляция на экономическое положение следующих лиц:

а) пенсионера;

б) владельца магазина;

в) человека, живущего на проценты по государственным облигациям;

г) фермера, имеющего значительные долги в рлях;

д) наемного работника-члена сильного профсоюза.

Вопросы для обсуждения и хозяйственные ситуации по разделу 9. Экономика управленческих решений на внешнем рынке.

1. Что такое «таможенная стоимость товара» ? Является ли она предметом переговоров при заключении экспортно-импортных контрактов?

2. Основные цели международной интеграции и международных соглашений.

3. Факторы спроса и предложения в международной торговле.

4. Абсолютные преимущества в международной торговле.

5. Возможно ли одновременное наличие абсолютных и относительных преимуществ конкретной страны в международной торговле ?

6.Поясните наличие или отсутствие взаимосвязи между законом «Хекшера-Олина» и «утечкой умов» в России.

7. Предельные показатели импорта продукции.

8. Критерии эффективности международных инвестиций.

9. Платежный баланс страны и его влияние на международную торговлю и валютную политику

10. Причины появления «закрытых экономик».

11. Альтернативные варианты экспорта продукции

12.Эффект выхода отсталых стран в развитые. Перспективы вхождения России в ВТО.

13. Дайте характеристику влияния инфляции на импортные и экспортные операции

14. Каковы основные условия равновесной цены международной торговли?

15. Основные формы зарубежных инвестиций

16. Парадокс Леонтьева в теории Хекшера-Олина.

17. Влияют ли системы валютных курсов ,и каким образом на условия и методику оценки эффекта и эффективности внешнеторговых сделок

18. Предельные показатели экспортного производства

19. Характеристика России с позиций « развитых» и «экономически отсталых стран»

20. Относительные преимущества международной торговли.

21.Существует ли различие народнохозяйственного, национального и хозрасчетного интереса в международной торговле и зарубежных инвестициях?

22. Как проявляется взаимосвязь торговой и валютной политик?

23. Основные методы определения расчетной цены в международной торговле.

24. Тарифные меры регулирования международной торговли.

25 .Критерии и показатели участия стран в международном промышленном и научном сотрудничестве

26. Теория стоимостной оценки импорта.

27. Эффект масштаба производства в международной торговле.

28. Аргументация защитных мер в международной торговле.

4. Комплексные задания для домашней письменной работы

1. Определить степень концентрации вашего отраслевого рынка (по «доле четырех», по индексу «НН» и т.д.). Как на нее может повли­ять деятельность иностранных компаний, территориальная локализа­ция, дифференциация продукта?

2. Определить технологическое строение отрасли (уровень капи­таловооруженности, выработку на одного работника) и вашей фирмы. Как рост капиталовооруженности труда повлияет на размеры компа­нии и издержки контроля за трудом (рост компании на 10% сопровож­дается ростом капиталовооруженности на 1,2%).

3. Определите отраслевой объем спроса и его эластичность на основе временных рядов. Соотнесите с отраслевыми показателями объем и эластичность спроса на продукцию вашей фирмы

4. Охарактеризуйте барьеры (стоимостные, технологические, ад­министративные и т.д.) для вступления новых фирм в вашу отрасль. Какими барьерами защищена деятельность вашей фирмы?

5. Определите отраслевую наценку на товар и уровень отрасле­вых предельных издержек. Насколько наценка и уровень предельных (средних общих) издержек фирмы соответствует среднеотраслевым?

6. Оцените экономические (диверсификация рисков, сглаживание циклического колебания спроса, сокращение издержек, увеличение рыночной власти и т.д.) и технологические возможности (эффекты масштаба, размера, взаимодополнения и т.д.) и ограничения слияний и поглощений в вашей отрасли. Насколько оптимальны размеры ва­шей фирмы? Определите, есть ли необходимость продажи ее отде­льных структурных подразделений или покупки новых.

7. Установите зависимость между изменением затрат на НИОКР и объемом прибыли для вашей отрасли. При наличии данных то же самое проделайте для затрат на рекламу. Как затраты на НИОКР и рекламу отражаются на экономической деятельности вашей фирмы?

8. На основе анализа основных критериев характеристики моде­лей рынка определите, к какой модели тяготеет ваша отрасль. Оце­ните, насколько поведение вашей фирмы определяется отраслевой моделью рынка (необходимо соотнести реальное поведение фирмы и правила функционирования рассматриваемой модели).

9. Приведите конкретные примеры, касающиеся разных типов из­держек фирмы, и оцените их уровень на основе имеющихся данных. ( Типы издержек фирмы

А. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (прямые и косвенные)

а. Издержки поиска информации.

б. Издержки ведения переговоров.

в. Издержки измерения.

г. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

д. Издержки оппортунистического поведения («отлынивание»,«вымогательство»).

е. Издержки «политизации».

Б.ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) ИЗ­ДЕРЖКИ (прямые и альтернативные): внутренние, вмененные (аль­тернативные), постоянные, переменные, общие, средние (общие, пос­тоянные или переменные), нормальная прибыль, невозвратные изде­ржки, специализированные инвестиции, издержки дифференциации продукта, издержки минимизации риска.

В. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (прямые и косвенные): налоговая нагрузка на фирму; время и деньги, потраченные на офи­циальные контакты с властными структурами (лицензирование, кон­троль).

Г.ИЗДЕРЖКИ НЕЛЕГАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

(прямые и косвенные).

Сопоставьте полученные данные с объемом продаж фирмы. Су­ществует ли у вашей фирмы экономическая прибыль? Показывают ли расчеты целесообразность «переключения» бизнеса при ссудной про­центной ставке 15%? Как можно оценить перспективы деятельности вашей фирмы?

10. Рассчитайте оптимальный объем выпуска для вашей фирмы (в том числе по объему выпуска разной продукции и на разных пло­щадках).

11. Определите стратегию ценообразования вашей фирмы и обос­нуйте ее с позиций рациональности управленческих решений.

12. На основе использования кривых безразличия определите, ка­кой уровень заработной платы будет для вас равновесным. Как можно на этой основе определить уровень зарплат для остальных работни­ков фирмы?

13. Покажите, какие внешние эффекты порождает ваша фирма и оцените их.

5. Формы организации и тематика научно-исследовательской работы студентов (НИРС) по дисциплине

5.1. Организация научной работы студентов

Неотъемлемой составной частью подготовки квалифициро­ванного специалиста, способного творческими методами инди­видуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности научные достижения, быстро ориентироваться в экономических ситуациях, является участие студентов в на­учно-исследовательской работе кафедры. Участие в научной работе позволяет студентам реализовать

творческий потенциал в процессе учебы в вузе. По результатам НИР студент может получить рекомендации для стажировки или трудоустройства. НИРС — одно из важнейших средств по­вышения уровня подготовки специалистов с высшим профес­сиональным образованием через освоение студентами основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развития способностей к творчеству, самостоятельности, инициативы в обучении, включая будущую профессиональную деятельность.

Формами НИРС по дисциплине «Управленческая экономика» могут быть рефераты, научные статьи, доклады на конференциях различного уровня, участие в олимпиадах и конкурсах по специальности, подготов­ка работ на выставки, разработка мультимедиапрезентаций, участие в работе научных лабораторий и кружков.

Наиболее распространенной формой НИРС является уча­стие в научных конференциях. При подготовке к докладу или выступлению студент получает опыт систематизации и обобще­ния материала, приобретает навык научного творчества, овла­девает искусством аргументированной полемики.

Наши рекомендации