Роль фирмы в современном обществе

До середины XX в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:

- "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества";
- "Дело бизнеса — бизнес";
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д.

В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм. Например в США, фирмы контролируются по следующим направлениям:

- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

В то же время фирма — "генератор богатства" общества (рис. 2.2):

- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения;
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе;
- обеспечивает собственный рост.

Роль фирмы в современном обществе - student2.ru

Рис. 2.2. Роль фирмы в обществе (фирма — "генератор богатства")

В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Вопрос №12

Типология организаций

Организации ввиду своего чрезвычайного разнообразия могут быть типологизированы, то есть, выделены и объединены по многим характерным чертам. Наиболее часто встречаются следующие видытипологизации:
• по характеру деятельности – общественные, хозяйственные, государственные, муниципальные и т.п.
• по сфере деятельности – экономические, политические, военные, социальные, детские и т.п.
• по отраслевой принадлежности – строительные, горнодобывающие, лечебные, спортивные и т.п.
• по отношению к власти – правительственные, муниципальные, независимые;
• по государственной принадлежности – национальные, иностранные, совместные;
• по степени самостоятельности – головные (материнские) и дочерние;
• по форме собственности – частные, государственные, муниципальные, общественные, смешанные и т.

• по организационно-правовой форме – государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, товарищества, кооперативы, общественные объединения, учреждения, ассоциации и т.п.;
• по степени формализации – юридические и неюридические лица;
• по численности работающих – крупные, средние и малые;
• по продолжительности функционирования – постоянные, временные, сезонные и т.п.;
• по отношению к прибыли – коммерческие (прибыльные) и прочие;
• по отношению к бюджету – бюджетные, финансируемые из бюджета и небюджетные;
• по организационной структуре – линейные, функциональные, матричные и т.

Вопрос №13

Наши рекомендации