Модуль 1. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности (4)

АлтГУ

Практические кейсы

По дисциплине

«Экономика сферы услуг»

Барнаул 2016

Практические кейсы по дисциплине «Экономика сферы услуг»

Каждый модуль дисциплины сопровождается практическим кейсом, который состоит из двух частей: I-я включает задания выполняемые группой (командой) по 3–7 человек; II – задания, выполняемые индивидуально (для самостоятельной работы, СРС). Готовится презентация результатов.

Модули имеют следующую структуру:

1) разные точки зрения, контент-анализ (15 баллов);

2) обобщения, собственные выводы, сравнительная характеристика, преимущества, недостатки (10 баллов);

3) приводятся арифметические примеры, которые позволяют оценить предмет изучения в количественных (объемных и стоимостных) показателях (10 баллов);

4) задания проблемно-ориентированные, включают расчет, анализ, оценку основных или сопутствующих данному явлению, ситуацию (предмет изучения данной главы) (10 баллов);

5) приводятся вопросы, с помощью которых расширяются знания о предмете изучения (15 баллов);

6) задания практико-ориентированные, формируются проблемы (противоречия), возникающие в результате текущей ситуации, российских условиях, региональных и др. (15 баллов);

7) разрабатываются (предлагаются) возможные варианты решения (10 баллов);

8) готовится информационный и аналитический материал в виде презентации (15 баллов);

9) оценка результатов: каждая позиция оценивается вкладом каждого студента (структура оценки в сумме 100 баллов).

В каждой группе заполняются результаты ответов.

Студенты Задания Баллы
Макс Факт
1. 1.    
2. 2.    
       
       
       
Итого   100 баллов  

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

№ раздела и темы Содержание и формы проведения
Тема 1. Занятие 1. Современное общество и экономика в координатах разных понятий. Проводится в форме дискуссий. - цивилизационный подход и основные этапы развития человеческого общества; -современная экономика: подходы к ее пониманию; -особенности российской цивилизации. Россия и постиндустриальная цивилизация.
Тема 2. Занятие 2. Эволюция понимания феномена «сфера услуг». Проводится в форме дискуссии - структура и роль современной сферы услуг; -сфера услуг и материальное производство: проблемы взаимодействия..
Тема 3. Занятие 3. Услуги и их роль в современном обществе: - природа услуги, ее отличия от материальных товаров; - необходимость классификации услуг по различным квалификационным признакам; -service в узком и широком понимании
Тема 4. Занятие 4. Рынок услуг и его основные субъекты: -особенности функционирования рынка услуг; -роль и основные субъекты рынка услуг (государство, сфера бизнеса, домохозяйства, некоммерческие организации)
Тема 5. Занятие 5. Франчайзинг: сущность и его применение в сфере услуг -сущностные черты франчайзинга. Проводится в форме дискуссии. -франчайзинг в сфере услуг в России
Тема 6 Государственное регулирование сферы услуг: необходимость, цели и инструменты
Тема 7 Занятие 7. Мировой рынок услуг и проблемы формирования единого механизма его регулирования. Проводится в форме дискуссии -особенности мирового рынка услуг. - ГАТС и способы международной торговли услугами. Россия на мировом рынке услуг.



Практический кейс №1 (8 час.)

1) - разные точки зрения, 2) - обобщения, 3) - задачи, 4) - задания, 5) - вопросы, 6) - проблемы, 7) - варианты решения, презентация, 8) - оценка результатов.
I – задания в группах (команде)

1. Вопросы для собеседования, устного опроса, дискуссии

Устный опрос в форме собеседования, дискуссии проводится в течение прохождения дисциплины «Экономика сферы услуг». Вопросы для подготовки к собеседованию, дискуссии выдаются студентам заранее.

Перечень вопросов по дисциплине «Экономика сферы услуг» по каждому модулю

Модуль 1. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности (4)

Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт

1.Какие два основных подхода используются для периодизации развития человеческого общества?

2.В чем заключаются сущность формационного подхода и его ограниченность?

3.В чем проявляется преимущество цивилизационного подхода?

4.Чем объясняется разная градация исторического развития общества в рамках цивилизационного подхода?

5.Какие технологические уровни (уклады) прошло в своем развитии человеческое общество?

6.Какие этапы в развитии человеческого общества выделяют Э. Тоффлер, Д. Белл?

7.Какие черты свойственны доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному обществу? Дайте сравнительную характеристику этих трех эпох в развитии человеческого общества.

8.Как соотносятся понятия «постиндустриальное общество» и «индустриальное общество» и какими терминами характеризуется современное общество в современной литературе?

1.Раскройте роль информации в развитии цивилизации.

2.Какие информационные революции определили развитие человеческой цивилизации?

3.Какими понятиями в современной литературе отражается сущность современной экономики?

4.Что понимается под информационной экономикой?

5.Почему экономику постиндустриальных стран можно назвать сервисной?

6.Каковы отличительные черты сервисной экономики? Раскройте различия индустриальной и сервисной экономик.

7.Каковы подходы к пониманию «новой экономики»?

8.Охарактеризуйте отличительные черты новой экономики.

9.Какие факты и статистические данные свидетельствуют о том, что современная экономика развитых стран выступает как экономика услуг?

10.Раскройте подход К. Кларка к структурированию общественного производства.

11.Каков состав и тенденции изменения первичного, вторичного и третичного секторов общественного производства?

12.В чем преимущества и уязвимость подхода Д. Белла к структурированию общественного производства?

13.Каковы закономерности, характеризующие взаимосвязь и взаимообусловленность материального производства и сферы услуг?

14.Раскройте причины стремительного развития сферы услуг.

15.Что понимается под качеством жизни и какова взаимосвязь качества жизни и сферы услуг?

16.Раскройте роль сферы услуг в современных условиях.

17.Каковы были причины неразвитости сферы услуг в СССР?

18.Какие отрицательные и положительные тенденции в развитии сферы услуг присущи современной России?

19.Что понимается под сферой услуг и какие основные черты присущи сфере услуг?

Наши рекомендации