Показатели эффективности инвестиций

И его разработчики

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательства. Цель бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдельные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Хорошо разработанный бизнес-план помогает решению проблемы привлечения инвестиций в создаваемые, действующие и развивающиеся предприятия, организации.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результаты исследовательской и организационной работы с целью изучения конкретного направления деятельности организации на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

1) всестороннний анализ производственно-хозяйственной деятельности организации. Целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

2) изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач;

3) анализ себестоимости и прибыли, получаемой организацией с учетом всех видов затрат и налогооблажения в республиканский и местный бюджеты в соответствии с законом РБ.

Бизнес-план помогает организации решать следующие основные задачи:

1) определение конкретных направлений деятельности организации и ее места на рынке строительной продукции;

2) формулировка долговременных и краткосрочных целей организации, стратегии и тактики их достижения;

3) определение ожидаемых финансовых результатов деятельности;

4) определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию;

5) оценка материального и финансового положения фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.

Каждая из этих задач может быть решена только во взаимосвязи с другими. Центральный аспект бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план важное средство для увеличение капитала организации. Он служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими заказчиками. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но может быть использован и для привлечения инвесторов и кредиторов.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

1) дает возможность определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;

2) содержит ориентир, как должна развиваться организация;

3) служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Основанием для разработки бизнес плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:

1. руководитель разработки бизнес-плана;

2. состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

3. разработчик бизнес–плана (предприятие-инициатор проекта или привлеченные организации);

4. смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости).

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных.

Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть:

1. собственные средства предприятий и организаций;

2. внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели);

3. средства потенциальных инвесторов.

Вопрос 2. Состав бизнес-плана.

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.

Бизнес план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из сле6дующих основных разделов:

1. возможности организации (резюме);

2. виды товаров (работ и услуг);

3. рынки сбыта;

4. конкуренция на рынках сбыта;

5. план маркетинга;

6. план производства;

7. организационный план;

8. правовое обеспечение деятельности организации;

9. оценка рисков и страхование

10. финансовый план;

11. стратегия финансирования;

12. информация о разработчике бизнес-плана.

Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс дол. США и до 80 страниц – при стоимости свыше 500 тыс дол. США.

При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

1) при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы иммитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;

2) при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот;

3) при решении вопросов о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснование его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых;

4) для проектов, реализуемых с участием средств государства, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенсации этих потерь;

5) составлять бизнес-план на весьпериод реализации инвестиционного проекта (горизонта расчета). Как правило период реализации инвестиционного проекта должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого периода реализации инвестиционного проекта;

6) Расчеты бизнес плана проекта, для реализации которого не требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ), производить в белорусских рублях, в остальных случаях в двух вариантах – условных единицах (у.е.) и белорусских рублях. За уюе. Принимается, как правило 1 дол. США или другая свободно конвертируемая валюта.

Вопрос 3. Содержание основных разделов бизнес-плана

Раздел «Возможности организации», как правило разрабатывается в конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем другим его разделам. В нем определяется в приоритетном порядке все направления деятельности организации. По каждому направлению устанавливаются цели. В качестве таких целей могут быть: увеличение объемов производства, получение чистой прибыли или увеличение доли организации на существующем рынке строительной продукции.

В разделе должны быть изложены основные стратегии по достижению этих целей, состав конкретных мероприятий, которые предполагается предпринять в рамках определенной стратегии. Должно быть указано, в чем отличие качества выполняемых СМО СМР от подобных работ конкурирующих организаций, какие объемы работ прогнозируются на ближайшие годы, какова ожидаемая выручка от их реализации, каковы планируемые затраты на производство, а также характерные условия работы организации. В этом же разделе приводятся данные о создании и регистрации организации и телефоны руководителей.

Составлению раздела «Виды товаров (работ и услуг)» предшествует значительная работа по выбору подрядных работ и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации. Материалы раздела должны содержать информацию о номенклатуре существующих и новых видов работ и услуг, которые СМО может предложить для выполнения заказчиком (застройщиком), и в чем состоит основное преимущество технологий производства этих работ и услуг, какими потенциальными или авторскими свидетельствами они защищены. В разделе необходимо привести сведения о цене работ и услуг, а также о возможности усовершенствования и внесения изменений в предлагаемые технологии с учетом специфики возводимого объекта и условий производства работ на строительной площадке.

В разделе «Рынки сбыта» проводятся: анализ существующих рынков сбыта по критериям сегментации, определение их емкости и перспективности, доли, контролируемой организацией, заключение о необходимости в новых рынках сбыта, меры по расширению сферы влияния. Каждый сегмент рынка предъявляет специфичные требования к продукции. Если организация приведет свою продукцию в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то она сможет увеличить долю своего участия и на рынке и. Следовательно увеличить прибыли. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, как довести до них свою продукцию. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

Материалы раздела «Конкуренция на рынках сбыта» содержат анализ рыночной коньюктуры, конкурентов, их стратегии и тактики на рынке строительной продукции. В разделе необходимо привести данные о количестве организаций, предлагающих услуги по выполнению подобных строительно-монтажных, специальных, пусконаладочных и других работ с указанием объемов производства и доли рынка, которой они владеют. Для оценки своих сравнительных преимуществ необходимо привести сведения о достоинствах и недостатках технологий производства работ, используемых конкурентами, ценах на выполненные ими работы, информацию об «имидже» организаций-конкурентов. Анализируя своих конкурентов, надо стремиться учесть все факторы, влияющие на спрос заказчиков, и постараться убедить их в выгоде ваших технологий и условий производства работ.

В разделе «План маркетинга» необходимо включать следующие пункты:

- цели и стратегии маркетинга;

- ценообразование;

- схемы распространения работ и услуг;

- реклама;

- формирование общественного мнения об организации.

При рассмотрении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе стратегического планирования детализировать цели маркетинга по отдельным видам деятельности организации.

Решая вопросы ценообразования, организация должна выбрать и обосновать принятую стратегию. В качестве вариантов стратегии ценообразования можно использовать следующие подходы:

- высокое качество – высокая цена;

- цена в зависимости от цен организаций-конкурентов;

- низкие производственные издержки – низкая цена.

Решая вопросы схем распространения работ и услуг, строительная организация должна исходить из возможности заключения договоров подряда непосредственно в ходе переговоров с заказчиком либо путем участия в подрядных торгах.

Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информирования покупателей, заказчиков и привлечения их внимания к предлагаемым работам и услугам с целью их распространения на строительном рынке. Осуществляя выбор вида рекламы (информативная, избирательная, сравнительная и т.д.), необходимо помнить, что реклама – дорогостоящее мероприятие, поэтому следует выбирать наиболее эффективный (с учетом стоимости) способ донесения информации до потребителя. Одновременно выбранная форма рекламирования должна содействовать упрочнению «имиджа» организации.

Главная задача раздела «План производства» - показать своим потенциальным заказчикам, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством.

При разработке этого раздела следует ответить на следующие основные вопросы:

- какова производственная мощность организации;

- какими основными производственными фондами она располагает для производства работ;

- где, у кого и на каких условиях будут закупаться материалы, детали, конструкции и другие материальные ресурсы;

- каковы источники привлечения строительной техники и оборудования;

- как будет осуществляться планирование производства;

- каков порядок проведения контроля качества работ.

В разделе «Организационный план» приводятся сведения, характеризующие организационную структуру, а также данные о персонале, работающем в организации.

Перечисленную информацию можно представить в следующем виде:

1. Организационная структура фирмы:

- организационная схема управления;

- состав подразделений и их функции;

- организация координирования и взаимодействия служб.

2. Рабочая сила, не связанная с управлением:

- потребность в кадрах по профессиям;

- форма привлечения (постоянная работа, совместительство, и т.д.);

- наличие рабочей силы в месте расположения организации;

- зарплата;

- материальные льготы;

- режим работы и сменяемость рабочей силы в организации.

3. Управленческий персонал: состав, возраст, образование, опыт работы, достоинства и недостатки отдельных работников, система стимулирования труда управленческих работников.

4. Кадровая политика организации: принципы отбора и найма, наличие системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров, система продвижения работников по службе и другие вопросы.

В разделе «Правовое обеспечение деятельности организации» приводится информация, связанная с созданием и правовым обеспечением работы организации. В общем виде сведения, входящие в этот раздел, включают:

- дату создания и регистрации;

- где и кем зарегистрирована;

- учредительные документы;

- зарегистрированный адрес местонахождения;

- форму собственности;

- информацию о пайщиках (акционерах) с указанием доли в акционерном капитале;

- аспекты деятельности, подлежащие государственному контролю;

- копии лицензий на виды деятельности, предусмотренные в бизнес-плане;

- копии соглашений и договоров с другими организациями и заказчиками по видам деятельности организации.

В разделе «Оценка рисков и страхование» освещаются следующие основные моменты: приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба, дается перечень организационных мероприятий по их профилактике и нейтрализации, представляется программа и документы страхования от рисков.

В разделе «Финансовый план» необходимо осветить вопросы планирования финансового обеспечения деятельности организации. С этой целью в бизнес плане должны быть разработаны и представлены следующие планово-отчетные документы:

1) оперативный план;

2) план расходов и доходов;

3) план движения денежных средств;

4) балансовый отчет.

Раздел «Стратегия финансирования» включается в бизнес план при принятии решения о расширении строительной организации. В этом случае раздел должен содержать информацию, обосновывающую: сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта, где можно получить необходимые средства и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода и в каком размере.

В разделе «Информация о разработчике бизнес-плана» дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана:

- история и год создания;

- основные виды деятельности;

- опыт работы в данной сфере услуг;

- основные достижения, перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы;

- перечень основных видов деятельности, по которому оказаны услуги в рамках данного инвестиционного проекта.

Таким образом, бизнес-план позволяет определить стратегию предприятия, направленную на выполнение поставленных целей, разработать мероприятия для их осуществления, установить потребность в необходимых материально-технических ресурсах, оценить перспективы развития, выявить возможные риски и найти пути их устранения и на основе этого эффективно управлять организацией.

Эффективность инвестирования проекта определяется соотношением результата от вложений (Р) и инвестиционных затрат(З).

Результат(Р)– прирост национального дохода, экономия общественного труда, снижение текущих расходов по производству Q или оказанию услуг; рост дохода или прибыли предприятия; снижение энергоемкости и ресурсоемкости Q; уменьшение уровня загрязнения окружающей среды и др.

Затраты(З)– размеры инвестиций на: технико-экономические исследования инвестиционных возможностей; разработку ТЭО или бизнес-плана реализации и инвестирования проекта; проектно-изыскательные работы и авторский надзор, производство СМР; приобретение и монтаж оборудования, мебели и инвентаря; содержание дирекции строящегося предприятия; аренду земли или ее приобретение для стройки и эксплуатации объекта; компенсацию потерь с/х предприятий при отчуждении земли; подготовку и переподготовку кадров вводимого объекта и др.

Показатели эффективности инвестиций

Эффективность инвестиций определяют по показателям:

1.Рентабельность капитальных вложений, т.е. отношение прибыли к величине затрат;

2.Сроку окупаемости

3.Рентабельности оборота

1) Показатели эффективности инвестиций - student2.ru ; 2) Показатели эффективности инвестиций - student2.ru ; 3) Показатели эффективности инвестиций - student2.ru

где КВ– капиталовложения; О– оборотный капитал (оборот);

А– амортизация; Пр– прибыль.

Отдача капитала Ок– это произведение доли чистой прибыли на оборот

Показатели эффективности инвестиций - student2.ru ; Р–объем реализации; ЧП– чистая прибыль.

Показатели эффективности инвестиций - student2.ru ; А–активы предприятия, тогда

Показатели эффективности инвестиций - student2.ru

Для чистой прибыли характеризует способность предприятия генерировать прибыль из объема реализованной продукции. Чем больше эта величина, тем больше предприятие.

Оборот– сколько может быть произведено и реализовано продукции при имеющихся и привлеченных средствах.

При многовариантности инвестиций пользуются показателем ТУП (требуемого уровня прибыльности), т.е. максимальная ожидаемая прибыльность, при которой инвестор еще может и хочет вложить свои средства в какие-либо ценные бумаги.

ТУП=БУ+ПР

БУ–безопасный уровень;

ПР–плата за риск

ТУП=БУ+В(РУ-БУ)

В–зависимость между прибыльностью и риском возможных убытков с учетом рыночных цен и инфляционных процессов

РУ–рыночный средний уровень прибыльности, при которой В=1

БУ–в этом случае, безопасный уровень прибыльности, т.е. депозит в гос. банке.

Наши рекомендации