Показатели эффективности инвестиций
И его разработчики
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательства. Цель бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдельные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Хорошо разработанный бизнес-план помогает решению проблемы привлечения инвестиций в создаваемые, действующие и развивающиеся предприятия, организации.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результаты исследовательской и организационной работы с целью изучения конкретного направления деятельности организации на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
1) всестороннний анализ производственно-хозяйственной деятельности организации. Целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
2) изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач;
3) анализ себестоимости и прибыли, получаемой организацией с учетом всех видов затрат и налогооблажения в республиканский и местный бюджеты в соответствии с законом РБ.
Бизнес-план помогает организации решать следующие основные задачи:
1) определение конкретных направлений деятельности организации и ее места на рынке строительной продукции;
2) формулировка долговременных и краткосрочных целей организации, стратегии и тактики их достижения;
3) определение ожидаемых финансовых результатов деятельности;
4) определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию;
5) оценка материального и финансового положения фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.
Каждая из этих задач может быть решена только во взаимосвязи с другими. Центральный аспект бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план важное средство для увеличение капитала организации. Он служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими заказчиками. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но может быть использован и для привлечения инвесторов и кредиторов.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
1) дает возможность определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;
2) содержит ориентир, как должна развиваться организация;
3) служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Основанием для разработки бизнес плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:
1. руководитель разработки бизнес-плана;
2. состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;
3. разработчик бизнес–плана (предприятие-инициатор проекта или привлеченные организации);
4. смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости).
Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных.
Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть:
1. собственные средства предприятий и организаций;
2. внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели);
3. средства потенциальных инвесторов.
Вопрос 2. Состав бизнес-плана.
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.
Бизнес план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из сле6дующих основных разделов:
1. возможности организации (резюме);
2. виды товаров (работ и услуг);
3. рынки сбыта;
4. конкуренция на рынках сбыта;
5. план маркетинга;
6. план производства;
7. организационный план;
8. правовое обеспечение деятельности организации;
9. оценка рисков и страхование
10. финансовый план;
11. стратегия финансирования;
12. информация о разработчике бизнес-плана.
Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс дол. США и до 80 страниц – при стоимости свыше 500 тыс дол. США.
При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:
1) при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы иммитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;
2) при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот;
3) при решении вопросов о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснование его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых;
4) для проектов, реализуемых с участием средств государства, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенсации этих потерь;
5) составлять бизнес-план на весьпериод реализации инвестиционного проекта (горизонта расчета). Как правило период реализации инвестиционного проекта должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого периода реализации инвестиционного проекта;
6) Расчеты бизнес плана проекта, для реализации которого не требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ), производить в белорусских рублях, в остальных случаях в двух вариантах – условных единицах (у.е.) и белорусских рублях. За уюе. Принимается, как правило 1 дол. США или другая свободно конвертируемая валюта.
Вопрос 3. Содержание основных разделов бизнес-плана
Раздел «Возможности организации», как правило разрабатывается в конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем другим его разделам. В нем определяется в приоритетном порядке все направления деятельности организации. По каждому направлению устанавливаются цели. В качестве таких целей могут быть: увеличение объемов производства, получение чистой прибыли или увеличение доли организации на существующем рынке строительной продукции.
В разделе должны быть изложены основные стратегии по достижению этих целей, состав конкретных мероприятий, которые предполагается предпринять в рамках определенной стратегии. Должно быть указано, в чем отличие качества выполняемых СМО СМР от подобных работ конкурирующих организаций, какие объемы работ прогнозируются на ближайшие годы, какова ожидаемая выручка от их реализации, каковы планируемые затраты на производство, а также характерные условия работы организации. В этом же разделе приводятся данные о создании и регистрации организации и телефоны руководителей.
Составлению раздела «Виды товаров (работ и услуг)» предшествует значительная работа по выбору подрядных работ и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации. Материалы раздела должны содержать информацию о номенклатуре существующих и новых видов работ и услуг, которые СМО может предложить для выполнения заказчиком (застройщиком), и в чем состоит основное преимущество технологий производства этих работ и услуг, какими потенциальными или авторскими свидетельствами они защищены. В разделе необходимо привести сведения о цене работ и услуг, а также о возможности усовершенствования и внесения изменений в предлагаемые технологии с учетом специфики возводимого объекта и условий производства работ на строительной площадке.
В разделе «Рынки сбыта» проводятся: анализ существующих рынков сбыта по критериям сегментации, определение их емкости и перспективности, доли, контролируемой организацией, заключение о необходимости в новых рынках сбыта, меры по расширению сферы влияния. Каждый сегмент рынка предъявляет специфичные требования к продукции. Если организация приведет свою продукцию в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то она сможет увеличить долю своего участия и на рынке и. Следовательно увеличить прибыли. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, как довести до них свою продукцию. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
Материалы раздела «Конкуренция на рынках сбыта» содержат анализ рыночной коньюктуры, конкурентов, их стратегии и тактики на рынке строительной продукции. В разделе необходимо привести данные о количестве организаций, предлагающих услуги по выполнению подобных строительно-монтажных, специальных, пусконаладочных и других работ с указанием объемов производства и доли рынка, которой они владеют. Для оценки своих сравнительных преимуществ необходимо привести сведения о достоинствах и недостатках технологий производства работ, используемых конкурентами, ценах на выполненные ими работы, информацию об «имидже» организаций-конкурентов. Анализируя своих конкурентов, надо стремиться учесть все факторы, влияющие на спрос заказчиков, и постараться убедить их в выгоде ваших технологий и условий производства работ.
В разделе «План маркетинга» необходимо включать следующие пункты:
- цели и стратегии маркетинга;
- ценообразование;
- схемы распространения работ и услуг;
- реклама;
- формирование общественного мнения об организации.
При рассмотрении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе стратегического планирования детализировать цели маркетинга по отдельным видам деятельности организации.
Решая вопросы ценообразования, организация должна выбрать и обосновать принятую стратегию. В качестве вариантов стратегии ценообразования можно использовать следующие подходы:
- высокое качество – высокая цена;
- цена в зависимости от цен организаций-конкурентов;
- низкие производственные издержки – низкая цена.
Решая вопросы схем распространения работ и услуг, строительная организация должна исходить из возможности заключения договоров подряда непосредственно в ходе переговоров с заказчиком либо путем участия в подрядных торгах.
Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информирования покупателей, заказчиков и привлечения их внимания к предлагаемым работам и услугам с целью их распространения на строительном рынке. Осуществляя выбор вида рекламы (информативная, избирательная, сравнительная и т.д.), необходимо помнить, что реклама – дорогостоящее мероприятие, поэтому следует выбирать наиболее эффективный (с учетом стоимости) способ донесения информации до потребителя. Одновременно выбранная форма рекламирования должна содействовать упрочнению «имиджа» организации.
Главная задача раздела «План производства» - показать своим потенциальным заказчикам, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством.
При разработке этого раздела следует ответить на следующие основные вопросы:
- какова производственная мощность организации;
- какими основными производственными фондами она располагает для производства работ;
- где, у кого и на каких условиях будут закупаться материалы, детали, конструкции и другие материальные ресурсы;
- каковы источники привлечения строительной техники и оборудования;
- как будет осуществляться планирование производства;
- каков порядок проведения контроля качества работ.
В разделе «Организационный план» приводятся сведения, характеризующие организационную структуру, а также данные о персонале, работающем в организации.
Перечисленную информацию можно представить в следующем виде:
1. Организационная структура фирмы:
- организационная схема управления;
- состав подразделений и их функции;
- организация координирования и взаимодействия служб.
2. Рабочая сила, не связанная с управлением:
- потребность в кадрах по профессиям;
- форма привлечения (постоянная работа, совместительство, и т.д.);
- наличие рабочей силы в месте расположения организации;
- зарплата;
- материальные льготы;
- режим работы и сменяемость рабочей силы в организации.
3. Управленческий персонал: состав, возраст, образование, опыт работы, достоинства и недостатки отдельных работников, система стимулирования труда управленческих работников.
4. Кадровая политика организации: принципы отбора и найма, наличие системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров, система продвижения работников по службе и другие вопросы.
В разделе «Правовое обеспечение деятельности организации» приводится информация, связанная с созданием и правовым обеспечением работы организации. В общем виде сведения, входящие в этот раздел, включают:
- дату создания и регистрации;
- где и кем зарегистрирована;
- учредительные документы;
- зарегистрированный адрес местонахождения;
- форму собственности;
- информацию о пайщиках (акционерах) с указанием доли в акционерном капитале;
- аспекты деятельности, подлежащие государственному контролю;
- копии лицензий на виды деятельности, предусмотренные в бизнес-плане;
- копии соглашений и договоров с другими организациями и заказчиками по видам деятельности организации.
В разделе «Оценка рисков и страхование» освещаются следующие основные моменты: приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба, дается перечень организационных мероприятий по их профилактике и нейтрализации, представляется программа и документы страхования от рисков.
В разделе «Финансовый план» необходимо осветить вопросы планирования финансового обеспечения деятельности организации. С этой целью в бизнес плане должны быть разработаны и представлены следующие планово-отчетные документы:
1) оперативный план;
2) план расходов и доходов;
3) план движения денежных средств;
4) балансовый отчет.
Раздел «Стратегия финансирования» включается в бизнес план при принятии решения о расширении строительной организации. В этом случае раздел должен содержать информацию, обосновывающую: сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта, где можно получить необходимые средства и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода и в каком размере.
В разделе «Информация о разработчике бизнес-плана» дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана:
- история и год создания;
- основные виды деятельности;
- опыт работы в данной сфере услуг;
- основные достижения, перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы;
- перечень основных видов деятельности, по которому оказаны услуги в рамках данного инвестиционного проекта.
Таким образом, бизнес-план позволяет определить стратегию предприятия, направленную на выполнение поставленных целей, разработать мероприятия для их осуществления, установить потребность в необходимых материально-технических ресурсах, оценить перспективы развития, выявить возможные риски и найти пути их устранения и на основе этого эффективно управлять организацией.
Эффективность инвестирования проекта определяется соотношением результата от вложений (Р) и инвестиционных затрат(З).
Результат(Р)– прирост национального дохода, экономия общественного труда, снижение текущих расходов по производству Q или оказанию услуг; рост дохода или прибыли предприятия; снижение энергоемкости и ресурсоемкости Q; уменьшение уровня загрязнения окружающей среды и др.
Затраты(З)– размеры инвестиций на: технико-экономические исследования инвестиционных возможностей; разработку ТЭО или бизнес-плана реализации и инвестирования проекта; проектно-изыскательные работы и авторский надзор, производство СМР; приобретение и монтаж оборудования, мебели и инвентаря; содержание дирекции строящегося предприятия; аренду земли или ее приобретение для стройки и эксплуатации объекта; компенсацию потерь с/х предприятий при отчуждении земли; подготовку и переподготовку кадров вводимого объекта и др.
Показатели эффективности инвестиций
Эффективность инвестиций определяют по показателям:
1.Рентабельность капитальных вложений, т.е. отношение прибыли к величине затрат;
2.Сроку окупаемости
3.Рентабельности оборота
1) ; 2) ; 3)
где КВ– капиталовложения; О– оборотный капитал (оборот);
А– амортизация; Пр– прибыль.
Отдача капитала Ок– это произведение доли чистой прибыли на оборот
; Р–объем реализации; ЧП– чистая прибыль.
; А–активы предприятия, тогда
Для чистой прибыли характеризует способность предприятия генерировать прибыль из объема реализованной продукции. Чем больше эта величина, тем больше предприятие.
Оборот– сколько может быть произведено и реализовано продукции при имеющихся и привлеченных средствах.
При многовариантности инвестиций пользуются показателем ТУП (требуемого уровня прибыльности), т.е. максимальная ожидаемая прибыльность, при которой инвестор еще может и хочет вложить свои средства в какие-либо ценные бумаги.
ТУП=БУ+ПР
БУ–безопасный уровень;
ПР–плата за риск
ТУП=БУ+В(РУ-БУ)
В–зависимость между прибыльностью и риском возможных убытков с учетом рыночных цен и инфляционных процессов
РУ–рыночный средний уровень прибыльности, при которой В=1
БУ–в этом случае, безопасный уровень прибыльности, т.е. депозит в гос. банке.