Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, Управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.
В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста с мировым именем Яноша Корнай: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

Выводы:

1. Существуют ситуации, когда рыночный механизм не может эффективно распределить ресурсы (фиаско РЫНКА) и необходимо использование механизма государственного регулирования. К основным сферам государственного регулирования относятся: производство общественных благ, шнимизация отрицательных и поощрение положительных экстернал|й, преодоление асимметричности информации, защита конкуренции, осуществление социальной политики.

2. В ходе принятия решений правительством возникает ряд проблем, которые рассматриваются в русле теории общественного выбора: лоббизм, логрсллинг, поиск политической ренты. Предмет теории общественного выюра - изучение взаимосвязи политических и экономических решенш.

3. Одно из важнейших направлений в теории общественного выбора - исследование моделей политических выборов и тех сложностей, которые возникают при их реализации.

4. Парадокс Кощорсе говорит о непоследовательности голосования простым большинством голосов. Теорема невозможности Эрроу ставит под сомнете возможность достижения согласованного коллективного выбора в случае, если число альтернатив превышает две.

5. В силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения, следовательно, возможно принятие эффективных решений, т.е. фиаско государства.

6. К причинам (зиаско государства относятся следующие: нарушение пропорции мекду предельными затратами и предельными выгодами при принятии решения, неравенство в получении информации, недобросовестносъ государственных чиновников, лаги регулирования и др.

7. Для того, чтобы выработать правильную экономическую политику, отвечающую интересам общества, необходимо четкое соответствие между постшленными целями и инструментами, имеющимися в наличии для их достижения. При этом важно правильно определить очередность намеченных целей.

8. Для осуществления макроэкономической политики правительство использует прямые и косвенные методы регулирования, грамотное и продуманное соотношение которых способно обеспечивать макроэкономическую стабильность и экономический рост.

Набор экономических рычагов, которые либо непосредственно находятся в распоряжении правительства, либо на которые оно может косвенно влиять. Инструменты:

  • регулирования бюджета (налоги, государственные инвестиции, кредиты, выпуск государственных долговых обязательств и пр.),
  • регулирования денежного сектора (учетная ставка, резервные требования, операции на открытом рынке и др.),
  • внешнеэкономической политики (тарифные и нетарифные ограничения, регулирование валютного курса);
  • регулирования реального сектора (ценовая политика, субсидии, регулирование доходов).

Наши рекомендации