Вопрос 11. Виды цен с учетом фактора времени. Трансфертные цены. Мировые цены. Цены, используемые в учете и статистике
1. Виды цен с учетом фактора времени
2. Трансфертные цены
3. Мировые цены
4. Цены, используемые в учете и статистике
1.С учетом фактора времени различают:
ü постоянные цены;
ü сезонные цены;
ü ступенчатые цены.
Постоянная цена - цена, срок действия которой последовательно уменьшается в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени. Снижение может быть связано с моральным устареванием продукции (например, цены на предыдущие модели мобильных телефонов), ростом объемов производства или сокращением издержек.
Сезонная цена– цены на товары, потребление которых носит сезонный характер. Величина и срок действия этих цен определяются фактором времени. Скидки на данные цены также носят сезонный характер, например, скидки на покупку зимней одежды и обуви летом.
Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
2. Трансфертные (внутрифирменные) цены - это цены, применяемые внутри фирмы, то есть они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.
Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяйственном обороте капиталистических стран, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, а также в рамках транснациональных компаний. Развитие производственной кооперации явилось объективной основой расширения сферы применения трансфертных цен.
Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние, по имеющимся оценкам, в 3-4 раза выше.
Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.
Причины возрастания роли и расширения сферы применения трансфертного ценообразования следующие:
ü стремление минимизировать суммы налогов, уплачиваемых предприятием, за счет использования неодинаковых ставок налогообложения в разных странах, что сказывается на размерах прибыли;
ü возможность сведения к минимуму платежей импортных и экспортных пошлин, тарифов и сборов, которые определяются в зависимости от уплаченной цены товара;
ü возможность ограничения валютного риска за счет экспорта продукции по завышенным ценам в страны, где курс валюты поддерживается на определенном уровне или ожидается его резкий скачок.
3. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Такие цены достаточно полно характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим – ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям – обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида.
Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:
ü это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;
ü цены сделок, носящих регулярный характер;
ü цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.
Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами. Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран.
Мировые цены отражают конъюнктуру, складывающуюся в конкретный момент в том или ином сегменте мирового товарного рынка, они зависят как от естественных колебаний спроса и предложения данного товара, так и от возможностей крупных монополистов влиять на их динамику.
На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают экспортные цены крупных компаний - производителей и экспортеров соответствующей продукции, а также цены на рынках отдельных стран - основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС-ФРГ, Бельгии, Франции. Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки.
4. Цены, используемые в учете и статистике. Данная группа цен включает в себя неизменные, сопоставимые, средние, текущие цены, а также индексы цен. Подобная классификация отражает специфическое назначение этих цен – они используются для анализа и составления прогнозов относительно тенденций изменений цен в краткосрочной и долгосрочной перспективе и помогают анализировать и прогнозировать динамику производства продукции в стоимостном и количественном выражении, обеспечивая сопоставимость результатов.