Вопрос 2 Сущность цены как экономической категории. Параметры и функции цены

Вопрос 1. Эволюция теории ценообразования

1.Теория трудовой стоимости. (В.Петти, А. Смит, Д. Рикардо.) Сущность данной теории состоит в том, что основой цены является стоимость, созданная трудом. Теория трудовой стоимости была последовательно разработана К.Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной составляющей стоимости. «Поскольку товар – результат труда, то это делает товары качественно однородными, следовательно, соизмеримыми и сопоставимыми».

По Марксу, цена – денежное выражение его стоимости, а его стоимость – воплощенные в товаре общественно полезные затраты, но не всякие, а соответствующие средним условиям умелости и интенсивности труда.

2. Теория предельной полезности (Джевонс, Менгер, Бем-Баверк) Цена товара определяется не столько затратами производителя, сколько оценкой полезности этих затрат покупателем. Сторонники данной теории переместили основной упор формирования цены в сферу обращения, говоря о том, что классическая политэкономия недостаточно внимания уделяла исследованию процессов рыночного ц/о. Однако, они признали, что на практике количественное соизмерение полезностей невозможно, сконцентрировав в своих работах внимание на проблеме взаимозаменяемости товаров в зависимости от динамики их цен. Тем не менее существует практическое применение теории ПП:

· Покупательские мотивы - важный ценообразующий фактор; производители должны изучать потребности потребителей, чтобы производить то, что можно продать;

· Покупатель всегда стремится к оптимальному соотношению «цена-ценность»;

· Необходимо учитывать степень насыщения потребления теми или иными благами, а также размер и динамику доходов покупателей.

3.Теория рыночного ценообразования (А.Маршалл) утверждает, что природу рыночных цен можно объяснить только опираясь как на трудовую теорию, так и на теорию предельной полезности. Цена, которую согласен уплатить покупатель, определяется степенью полезности товара, а цена, которую назначает продавец, не может быть ниже издержек производства. Рыночная экономика функционирует лучше, если предоставить каждому участнику максимальную свободу. Данная теория представляет собой наиболее приемлимую научную базу ценообразования на предприятии.

4.Теория регулируемого капитализма, согласно которой государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь, поскольку рыночный механизм не способен к саморегулированию. Дж. Кейнс отверг вывод о том, что свободное ц/о является главным инструментом достижения рыночного равновесия, и доказал, что преодолеть такие негативные явления как инфляция, безработица, падение производства, вполне совместимые с достижением равновесного состояния, можно лишь с помощью государственного регулирования.

5.Теория монетаризма. Фридман, который считается автором теории «монетаризма», утверждал, что главную роль в определении воспроизводственного процесса играют деньги, поскольку именно они оказывают влияние на уровень цен, ставку процентов по кредитам и, в конечном счете, на уровень и темпы роста национального дохода. При этом Фридман исходил из того, что рыночная экономика способна к саморегуляции, при условии соблюдения пропорций между темпами роста производительности труда и темпами роста денежной массы в обращении.

Вопрос 2 Сущность цены как экономической категории. Параметры и функции цены.

Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую покупатель УЖЕ готов купить, а продавец ЕЩЕ готов продать товар.

На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия, на макроуровне – формирует структуру экономики.С ценой тесно взаимосвязаны такие категории как финансы, кредит, прибыль, себестоимость, заработная плата. В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место, т.к. она отражает всю совокупность экономических отношений.

Цена формируется на рынке и с этой точки зрения, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Параметры цены.

Уровень цен – показатель, характеризующий абсолютную величину цены конкретных товаров в конкретный период времени.

Динамика – изменение уровня цены во времени.

Структура – соотношение элементов цены в процентах или долях

Например: Ц= себестоимость (0,6 или 60%)+прибыль (0,15 или 15%) +налоги (0,25 или 25%)

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (экологический, земельный налоги, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.).

Прибыль представляет собой форму чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства. В ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты прямых налогов за счет прибыли (на прибыль, местные налоги).

Налоги (косвенные) устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену (акциз, НДС).

Функции цены.Экономическая сущность цены проявляется в ее специфических функциях:

- информационной, состоящей в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка; уровень и динамика цен помогают предприятию, желающему войти на рынок, принять решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

- учетно-стоимостной, цена обеспечивает единообразное выражение затрат живого и овеществленного труда на производство продукции. Позволяет сопоставлять различные блага, не сопоставимые по потребительским характеристикам, соизмерить и проанализировать самые сложные пропорции и показатели: ВВП, рентабельность, производительность труда и т.д.;

- стимулирующей,цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене.

- распределительной, цена перераспределяет созданную стоимость, в том числе и национальный доход, между различными отраслями экономики, фондами накопления и потребления, между ре­гионами страны, отдельными слоями населения и пр. Проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно: через налоги, особенно косвенные (акцизы, НДС) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды, которые через бюджетную систему направляются на решение экономических и социальных задач общества.

-балансирующей, через цены осуществляется связь между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения, при появлении несоответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения производства, либо посредством роста цены, либо одновременно тем и другим способом.

- социальной, с помощью цены регулируется объем потребления, перераспределение дохода между разными социальными группами.

Система ценообразования

Наши рекомендации