Схема отчета о доходах по системе «директ-костинг»
№№ | Наименование показателей | Условные обозначение |
1. | Выручка от реализации | Vреап |
2. | Переменные затраты | Zпер |
3. | Маржинальная прибыль | Pм = Vреап – Zпер |
4. | Постоянные затраты | Zпост |
5. | Прибыль | P = Pм – Zпост |
Как показывает отечественная практика, в настоящее время применение цен, основанных на сумме фактических полных затрат и определенной величины прибыли, приводит предприятия к тупиковым ситуациям. Стремясь сохранить и норму и массу получаемой прибыли в условиях роста затрат, предприятия повышают цены, тем самым делая свою продукцию неконкурентоспособной. Вместе с тем, теория и практика стран с рыночной экономикой показывают, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно при реализации более дешевой продукции на основе снижения нормы прибыли и получении нужной массы прибыли за счет больших объемов продаж.
Система «директ-костинг» дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать динамику себестоимости в зависимости от объема производства или загрузки мощностей. Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение маржинального дохода дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции. Таким образом, система «директ-костинг» позволяет определить изменение прибыли под влиянием изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и на основе такого анализа принять необходимые в этих условиях стратегические меры по управлению предприятием.
Для определения потенциальной прибыли, которую может получить предприятие, необходимо проведение комплексного анализа издержек, объема производства и прибыли (cost-volume-profit analysis/CVP analysis).
Основные положения методики совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли приведены в табл. 3.
Исчисление коэффициентов выручки необходимо для выбора наилучшей (с точки зрения получения прибыли) структуры ассортимента продукции. При равенстве всех других показателей предпочтение должно отдаваться той структуре продаж, которая обеспечивает самый большой коэффициент выручки.
Необходимым элементом CVP analysis является изучение структуры затрат, т.е. соотношение переменных и постоянных затрат предприятия. Следует отметить, что нет единого критерия наилучшей структуры затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих на них факторов, включая долгосрочную тенденцию продаж, ежегодные колебания в уровне реализации и т.п. Например, при благоприятном прогнозе долгосрочного роста продаж фирма, имеющая значительную долю постоянных расходов, будет получать гораздо большую величину прибыли, поскольку у нее выше коэффициент выручки.
Важным показателем для принятия управленческих решений является критическая точка (точка критического объема, точка безубыточности, точка перелома и т.п.). Эта точка характеризует объем деятельности, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытков.
В процессе принятия управленческих решений концепция критической точки широко используется при выборе из ряда имеющихся вариантов. Наилучшим считается тот вариант, который имеет наименьшую величину точки безубыточности, если остальные показатели (факторы) тождественны. Данные об издержках и доходах фирмы и их взаимодействии с объемом реализации наглядно представлены на графике определения критической точки (рис.16.11).
Анализ влияния уровня деловой активности на изменение величины прибыли показан на рис. 16.12.
Следует отметить, что в исследованиях зарубежных фирм при совместном анализе объема производства, затрат и прибыли используются некоторые допущения:
- линейность поведения выручки от продаж, издержек производства на всем релевантном диапазоне деятельности;
- постоянный ассортимент продаж;
- возможность деления издержек на постоянные и переменные;
- равенство между объемами производства и реализации;
- неизменность остатков продукции;
- тождественность ценности денег, полученных в различных временных периодах;
Таблица 3
Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при комплексном анализе издержек, объема деятельности и прибыли
Показатель | Порядок расчета | Назначение |
Маржинальная прибыль (profit margin) (Pм). | Pм = Vреал – Zпер | Является основным оценочным показателем при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли. |
Удельная маржинальная прибыль (profit margin per unit) ( Pуд.м. ) | Pуд.м. = Pм / Q = C – Zпер.уд Q – количество единиц реализованной продукции C – продажная цена одной единицы Zпер.уд – переменные удельные затраты | Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли. |
Критическая точка (break-even point) (t кр.) | 1) метод решения уравнения Vреал = Zпер +Zпост.+Pчист. или Q´C = Q´ Zпер.уд+Zпост + Pчист Pчист – чистая прибыль 2) метод удельной маржинальной прибыли (является вариацией метода решения уравнений) t кр. (в единицах продукции)* = Zпост / Pуд.м. tкр (в денежном выражении) = Zпост / | Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли |
Кромка безопасности (margin of safety) (Кб.) | Кб (в денежном выражении)= Vит.-Vкр где Vит. - итоговая плановая или фактическая выручка от реализации; Vкр -выручка от реализации в критической точке; (в процентах)=[ Кб (в денежном выраж.) / Vит] ´ 100 | Для установления предела до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы. Для определения максимально возможного снижения процента выручки от реализации в пределах которого фирма будет безубыточной Для исчисления безопасного предела сокращения количества реализуемых единиц продукции |
Рис. 11. График определения критической точки
|
Рис. 12. Влияние уровня деловой активности на изменение прибыли
- неизменность цен на реализуемую продукцию и на приобретаемое сырье, материалы и комплектующие; стабильные нормативы заработной платы, тарифы на электроэнергию и т.д.
При проведении подобного анализа на отечественных предприятиях, следует учитывать прогнозируемый уровень инфляции в стране и изменение цен на реализуемую продукцию и приобретаемые сырье, материалы и комплектующие, изменение минимального уровня заработной платы, а также изменение тарифов на тепло, энергию и т.п. Степень достоверности проводимого анализа в этих условиях в значительной степени будет зависеть от величины временного интервала исследования.
* Для фирм, производящих продукцию одного наименования Кб (в единицах продукции)=Кб (в денежном выражении)/Ц