Турпродукта по системе директ-костинг
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
ТУРПРОДУКТА ПО СИСТЕМЕ ДИРЕКТ-КОСТИНГ
Система <директ-костинг> является атрибутом рыночной экономики, поэтому значение данного способа в современных условиях возрастает.
В различных странах этот способ именуется по-разному: в СЕНА
директ-костинг; в Германии — учет частичных, граничных затрат; в Велпкобрптанiлi — учет маржинальных затрат; во Франции — маржинальный учет; в России — директ-костинг, динамический метод учета затрат, учет ограниченной (сокращенной) себестоимости, себестоимость по величине покрытия.
Название директ-костнг (в переводе означает учет прямых затрат) является предпочтительным: оно обусловлено исторически, отражает сущность системы, лаконично, интернационально.
Данный способ основан на группировке затрат в зависимости от объема производства. Названный признак группировки расходов предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные, или производственные и периодические. Основу постоянных затрат составляют расходы, связанные с использованием основных средств (основного капитала), а переменные затраты связаны с использованием оборотных средств (оборотного капитала).
Переменные затраты турфирмы — это в первую очередь, затраты на приобретение отдельных услуг, из которых формируется турпродукт:
• на оплату гостиничных номеров;
в на перевозку туристов до места отдыха и обратно;
в на оплату визового обслуживания;
• трансфертов;
• полисов медицинского страхования;
· на заработную плату (вместе со всеми обязательными отчислениями) той части персонала, вознаграждение которого зависит от объема реализации туристических услуг;
• на выплату комиссионного вознаграждения турагентам.
Постоянные затраты включают:
• расходы по арендной плате;
• расходы ва оплату коммунальных услуг;
расходы на рекламу;
• расходы во заработной плате управленческого персонала;
• расходы по лицензированию и сертификации и т.п.
Директ-костинг предусматривает расчет только переменных (производственных) затрат, в основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.
После списания постоянных затрат в уменьшение валовой прибыли получаем нетто-прибыль, или прибыль от реализации.
Маржинальный доход представляет собой разность между вы ручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных затрат и прибыли от реализации.
Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных турпродуктов. Чем выше разница между продажной ценой турпродукта и суммой переменных затрат, тем выше сумма его покрытия и выше уровень его рентабельности.
Переменные (производственные) затраты формируют производственную себестоимость реализованных услуг; постоянные (юридические) не включаются в производственную себестоимость, а непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации услуг, полученной в данном отчетном периоде:
Д 20 «Основное производство» К 60,76.70,71,69,68 и тд. — учтены переменные затраты турфирмы.
Д 26 Общехозяйственные расходы» К 60, 76, 70, 71, 69, 68 и т.д. — учтены постоянные затраты турфирмы.
В конце отчетного периода постоянные расходы непосредственно списываются на уменьшение выручки от реализации турпродукции. В учете делается сдедуiогцая запгiсь:
Д 90-2 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж> — К 26 Общехозяйственные расходы».
Калькулирование в системе директ-костинг позволяет выявить турпродукты с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой производственных затрат не затушевывается в результате свисания периодических (общехозяйственных) затрат па себестоимость конкретных турпродуктов. Данный способ делает себестоимость «более обозримой>, снижая при этом трудоемкость распределения накладных расходов между различными видами туристских услуг, упрощая нормирование. планирование и учет затрат.
Итак, при ведении учета по системе директ-костинг выявляются два финансовых результата:
я предельная прибыль (маржинальный доход, брутто-прибыль, сумма покрытия);
• прибыль от реализации услуг (нетто-прибыль).
Уменьшая величину прибыли от реализации на часть постоянных расходов по сравнению с традиционным способом группировки и списания расходов на реализацию услуг, мы получаем уменьшение налога на прибыль.
Еще одной особенностью системы дорект-костинг является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли (выпущенной продукции).