Анализ прибыли по системе «директ-костинг».

Известно, что доходами экономического субъекта признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого субъекта, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В этой связи все больший интерес вызывает анализ прибыли по системе «директ-костинг».

Введем некоторые понятия.

Система «директ-костинг» создает основу для исследования зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Сущность данной системы состоит в делении всех затрат, необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг), на постоянные и переменные затраты. Система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с высоким уровнем рентабельности, в результате чего возможна быстрая переориентация производства в ответ на меняющиеся условия внешней среды.

Постоянные затраты - затраты, величина которых не зависит от объема производства продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта. Если даже продукция не выпускается, то экономический субъект несет определенные затраты, например арендная плата за землю, арендная плата за производственные помещения и оборудование, повременная заработная плата и т.п. Практика показывает, если объем производства изменяется (увеличивается или уменьшается) не более чем на 20%, то общие постоянные затраты остаются неизменными. Постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства.

Переменные затраты - затраты, величина которых прямо пропорционально зависит от объема производства. Сюда можно отнести такие затраты, как затраты на приобретение сырья и материалов, топлива, электроэнергии, тары, сдельной заработной платы и т.п. Если значение этого показателя увеличивается на 10%, то общие переменные затраты также увеличиваются на 10%. Однако переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными при изменении объема производства.

Постоянные затраты не связаны непосредственно с производственным процессом и поэтому не включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Эти расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по истечении отчетного периода полностью списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде.

Большую роль при изучении факторов, влияющих на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с помощью которого изучаются соотношения показателей: издержек, объема производства (реализация) продукции, прибыли и прогнозирования величины каждого из названных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ использует категорию маржинального дохода, который представляет собой разность прибыли (П) и постоянных затрат экономического субъекта (Епост).

Прибыль от реализации конкретного вида продукции (работ, услуг) определяется по формуле:

П = [V*(ц-езав)] - Епост,

где V - объем реализации продукции в натуральных показателях,

ц - цена реализации единицы продукции, руб.,

езав - переменные затраты на единицу продукции, руб.

Приведенная формула позволяет более точно определить влияние факторов на значение прибыли. Рассмотрим это на условном примере по данным табл. хх.

Таблица хх

Исходные данные для факторного анализа прибыли
по методу маржинального дохода (пример условный)

Показатели На начало периода На конец периода
Объем реализации продукции, ед. 3 000 000 4 000 000
Цена реализации, руб.
Себестоимость изделия, руб. 63,1 59,7
в том числе удельные переменные расходы, руб. 38,5 32,7
Сумма постоянных затрат, млн руб. 51,8 50,5
Прибыль, млн руб. 177,7 302,7

Прибыль на начало периода составит:

По = Vо*(цо – eзаво) – Епосто = 3 000 000*(115 руб. - 38,5 руб.) - 51,8 млн руб. = 177,7 млн руб.

Прибыль на конец периода составит:

П1= V1*(ц1 - eзав1) - Епост1 = 4 000 000*(121 руб. - 32,7 руб.) - 50,5 млн руб. = 302,7 млн руб.

Прирост прибыли составит:

302,7 млн руб. - 177,7 млн руб. = 125 млн руб.

Для достижения максимальной прибыли экономический субъект должен определить безубыточный объем продаж и зону безопасности, в которой гарантирована минимальная сумма прибыли. Величину выручки от реализации, при которой экономический субъект в состоянии покрыть все свои расходы (как переменные, так и постоянные), не получая прибыли, принято называть точкой критического объема производства, которая определяется двумя способами: графическим и алгебраическим.

При графическом способе по оси абсцисс показывается объем реализации продукции в натуральных показателях (если выпускается один вид продукции) или в стоимостном выражении (если выпускается несколько видов продукции). По оси ординат – постоянные и переменные затраты, т.е. полная себестоимость реализованной продукции и прибыль, разность которых составляет выручку от реализации. Последовательность построения графика следующая:

- наносим на график линию постоянных затрат, для этого проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

- строим прямую общих затрат;

- строим прямую выручки от реализации.

Точка пересечения затрат и выручки от продаж является точкой критического объема производства (ТКОП). На рисунке представлено графическое определение ТКОП. При этом использованы данные:

- объем реализации - 500 ед.;

- выручка от реализации - 200 000 руб. всего и 400 руб. на одно изделие;

- переменные затраты - 110 000 руб. всего и 220 руб. на одно изделие;

- постоянные затраты - 80 000 руб.

Объем реализации, соответствующий ТКОП, составляет 444 ед.

Анализ прибыли по системе «директ-костинг». - student2.ru

Из графика видно, что если значения объемов реализации расположены левее ТКОП, то производство убыточно; если правее ТКОП, то производство прибыльно. Разность между фактическим и безубыточным объемами реализации представляет собой зону безопасности, показывающую, насколько фактический объем реализации выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

При алгебраическом способе в исходной формуле, приравнивая П нулю, получим выражение для определения объема реализации продукции (V) соответствующего ТКОП:

400 V = 220 V + 80 000, откуда V = 444 ед.

Таким образом, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные затраты экономического субъекта, и наоборот.

Зона безопасности (Збез.) определяется по формуле:

Збез.= V0 – V1 *100%,
V0

где: V0 - планируемый объем реализации продукции,

V1 - текущий объем реализации продукции.

Увеличение объема переменных и постоянных затрат на единицу продукции повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждый экономический субъект стремится к сокращению постоянных затрат.

Данный метод может использоваться при анализе и диагностике значений прибыли.

Наши рекомендации