Производства продукции

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Централизация, концентрация, специализация, кооперирование,

комбинирование и диверсификация производства являются про-

грессивными формами общественной организации производства, и

об этом никогда не следует забывать, так как их использование и

развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в це-

лом и отдельному субъекту хозяйствования в частности.

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Централизация [лат. centrum, rp. kentron —острие (циркуля),

сосредоточие] —одна из двух форм монополизации (другая —кон-

центрация). Централизация и концентрация —две стороны одного

экономического процесса. Централизация представляет собой

объединение предприятий, фирм в результате их слияний и погло-

щений под единым управлением и ведет к росту рыночной доли

в производстве и реализации. Развитию и ускорению централиза-

ции способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка

≪голосующих≫ акций и приобретение контрольного пакета акций

позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра

(см. Холдинг) над десятками и сотнями предприятий, расположен-

ных в разных географических точках. Централизация позволяет

объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных техни-

ко-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые

денежные средства для финансирования конкретных программ. Она

лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних сис-

тем, и это единственное направление создания промышленно-фи-

нансовых групп, являющихся стержнем любой национальной эко-

номики.

Следует различать централизацию производства и централиза-

цию капитала.

Централизация производства ~ увеличение его масштабов в ре-

зультате объединения нескольких предприятий в одно укрупненное

хозяйство под общим управлением. Различают горизонтальную и

вертикальную централизацию производства. Горизонтальная цент-

рализация означает объединение однотипных предприятий внутри

одной отрасли. Вертикальная централизация предполагает слияние

предприятий разных отраслей, что позволяет осуществить выпуск

сложной продукции по единой технологической цепочке и расши-

рить ассортимент (набор) изделий. Централизация производства

в рамках одного хозяйственного образования, проводимая до опре-

деленных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение

выпуска продукции за счет снижения издержек производства и

обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масшта-

бах производства. Однако чрезмерная централизация выпуска про-

дукции на одном хозяйственном объединении может вести к тому,

что производство становится громоздким, трудноуправляемым и

экономически неэффективным. Поэтому в процессе централизации

за отдельными структурными единицами должна сохраняться отно-

сительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не дол-

жен превышать экономически обоснованных оптимальных (наи-

лучших) объемов производства.

Централизация капитала —увеличение его размеров в резуль-

тате объединения или слияния нескольких ранее самостоятельных

капиталов. Часто она совершается путем поглощения крупными ка-

питалами более слабых конкурентов.

Наиболее распространена централизация капитала посред-

ством образования акционерных обществ и организации системы

участия [14].

Основная выгода от создания крупных интегрированных струк-

тур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере

технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения

к потребителю, снижения производственных и непроизводствен-

ных расходов.

Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операци-

онной экономии. Устраняется дублирование функций различных

работников, объединяющих такие виды деятельности, как марке-

тинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно

как синергизм; стоимость компании, образованной в результате

слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей,

т.е. 2 + 2 - 5 .

Помимо операционной экономии, слияние может стать причи- ,

ной получения экономии за счет ≪эффекта масштабности≫, т. е. ког- >

да происходит увеличение выпуска и реализации продукции.

В современной экономике превалируют также такие формы

корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны,

синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ),

консорциумы.

Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойствен-

ные всякому объединению, так и свои особенности. Все они на-

правлены на использование преимуществ крупного капитала, но

отличаются друг от друга:

•конкретными стратегическими целями и текущими задачами,

которые ставятся объединением;

•структурой источников;

•установленными имущественными и правовыми отношениями.

В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ)

в конце XX в. наибольшее развитие получили холдинги и ФПГ. Рас-

смотрим наиболее подробно сущность некоторых организацион-

ных форм объединения предприятий.

Концерн(от англ. concern —участие, интерес) —организаци-

онная форма объединения предприятий различных отраслей, на-

ходящихся под единым управлением и финансовым контролем.

Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспорт-

ных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие

финансовые организации —страховые, пенсионные фонды, кре-

дитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формаль-

но самостоятельными, но контролируются и управляются единым

центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурен-

тоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, прода-

жи продукции подразделениям концерна по внутренним трансферт-

ным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между

подразделениями и т. п.

Первоначально концерны были распространены в США и Япо-

нии, в настоящее время эта организационная форма стала преоб-

ладающей среди крупных фирм развитых стран. Как правило, в от-

личие от конгломерата, концерн имеет четко выраженное ≪произ-

водственное лицо≫, т. е. основной вид деятельности (продукции).

Традиционно различают промышленные, транспортные, торговые,

банковские и другие концерны.

На начальном этапе концерны строились по принципу верти-

кальной интеграции, охватывая все звенья технологической це-

почки: добыча сырья • . производство —транспортировка —сбыт.

С конца 60-х гг. XX в. для них становится характерным стремление

к диверсификации —проникновению в отрасли, технологически не

связанные с основной продукцией концерна. В структуру со-

временных концернов входит несколько групп предприятий, объ-

единенных на основе вертикальной интеграции и действующих

в различных отраслях и сферах экономики. Для них также харак-

терно активное проникновение на внешние рынки путем объеди-

нения компаний различных стран и создания международных мо-

нополий.

Конгломерат(от лат. conglomerate —скопившийся, собран-

ный) —монополистическое объединение, диверсифицированная

корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не свя-

занных между собой по отраслевому или технологическому при-

знакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся

под единым контролем.

Как форма монополистического объединения появились в нача-

ле 70-х гг. XX в., наиболее широкое распространение получили

в форме транснациональных корпораций (ТНК).

Конгломераты возникают как результат слияния и поглощения

фирм разнородной производственной ориентации путем приоб-

ретения финансовым центром компании активов или контрольного

пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых

операций —обеспечить быстрый перелив капитала из менее рента-

бельных в более рентабельные производства и максимизировать

объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конг-

ломерата очень неустойчива. Конгломераты достаточно часто рас-

падаются, превращаясь в диверсифицированные концерны. Однако

некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизне-

способность, широко манипулируя финансовыми средствами и опе-

ративно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка [14].

Консорциум(от лат. consortium —соучастие, сотоварищест-

во) —временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение

между несколькими банками, кредитными организациями или

группами компаний (фирм) для совместного размещения займов,

осуществление финансовых или коммерческих операций, строи-

тельство различных объектов.

К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые

инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, созда-

ваемые для реализации научно-технических, инвестиционных и

других программ.

Синдикат(от гр. syndikos —действующий сообща) —органи-

зационная форма монокапиталистического объединения, при кото-

рой вошедшие в него компании теряют коммерческую и сбытовую

самостоятельность, но сохраняют юридическую и производствен-

ную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продук-

ции, распределение заказов осуществляются централизованно.

Были широко распространены в дореволюционной России. Возник-

ли международные синдикаты. Классическим примером является

международный синдикат ≪Де Бирс≫, сосредоточивший в своих ру-

ках реализацию практически всех добываемых в мире необработан-

ных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынужде-

на сотрудничать с этим синдикатом.

Международным синдикатом является и ОПЕК, члены которого

координируют объемы добычи, продажи и цены на нефть на миро-

вых рынках. На долю ОПЕК приходится около 2/3 мирового экспор-

та нефти. Синдикатом является и Европейское объединение угля и

стали.

Финансово-промышленные группы (ФПГ).В России за по-

следние годы наиболее существенное распространение получила

такая форма объединения предприятий, как финансово-промыш-

ленные группы.

Участниками финансово-промышленных групп могут быть

промышленные, финансово-кредитные, торговые и иные предприя-

тия. Группы могут образовываться на основе перекрестного вла-

дения акциями, взаимного участия в управлении, долгосрочных

кредитных обязательств и других форм зависимости. При создании

финансово-промышленных групп выгоды могут получить как про-

мышленные предприятия, так и финансово-кредитные учреждения.

Плюсом для первых является облегченный доступ к финансово-

кредитным ресурсам, для вторых —возможность надежно размес-

тить капиталы. Формирование таких групп способствует также кон-

солидации капиталов и расширению сферы деятельности.

В России наряду с финансово-промышленными группами, со-

здаваемыми на принципах свободной (не регламентированной го-

сударственными правовыми актами) договоренности, существуют

также финансово-промышленные группы, созданные в соответ-

ствии с правовыми нормами. Они могут действовать как головные и

дочерние компании, как компании, объединившие частично или

полностью свои ресурсы на основе договора о создании группы.

Такого рода финансово-промышленные группы могут быть зарегист-

рированы в государственном реестре и получать установленные

законом меры государственной поддержки [14].

Транснациональная корпорация (ТНК)( лат. trans —сквозь,

через + лат. natio —народ + корпорация) —международная кор-

порация двух видов: а) по составу капитала и характеру действия;

б) по характеру действия, но с национальным капиталом одной

страны. ТНК занимают ведущие позиции на национальном и миро-

вых рынках в производстве и реализации товаров. Деятельность

ТНК диверсифицирована. Структурно-функциональный разрез ТНК

представляет аналогию структуры государства. Здесь в миниатюре

представлены все исполнительные органы государства.

Современные ТНК —крупнейшие объединения предприятий,

действующие в международном масштабе и контролирующие су-

щественную долю мирового промышленного производства и тор-

говли. В число ТНК в первую очередь входят 600 акционерных об-

ществ с оборотом капитала свыше 1 млрд долл. Под их контролем

в середине 80-х гг. находилось более V3 промышленного производ-

ства, более 72 внешней торговли, около 80% патентов на новую тех-

нику и технологию западного мира.

Подавляющее большинство ТНК являются однонациональными

по составу капитала —ядро акционерного капитала головной (мате-

ринской) компании (объединения предприятий). От V3 до 72 активов

имущества ТНК расположены за пределами стран базирования го-

ловных предприятий (штаб-квартир ТНК). Примерно таков же

удельный вес зарубежных продаж и прибылей в общей сумме про-

даж и прибыли ТНК. Основой расширения сфер влияния ТНК оста-

ется вывоз капитала из стран базирования. Вместе с тем средства,

приобретенные на международных рынках капитала, а также фи-

нансовые ресурсы зарубежных филиалов во всевозрастающих мас-

штабах используются для финансирования деятельности головных

компаний в странах базирования ТНК. В последние годы активно

развиваются формы сотрудничества ТНК различных стран (со-

вместные компании, совместные научно-исследовательские програм-

мы и др./

Роль и значение ТНК в мировом развитии носят двойственный ха-

рактер. С одной стороны, направленная на максимизацию прибыли

хозяйственная деятельность ТНК в зарубежных странах нередко про-

тиворечит социально-экономической политике правительства данной

страны и может вызвать смену правительства. С другой стороны, ТНК

способствует научно-техническому и социально-экономическому

прогрессу, внедрению новейшей организации управления, обмену

опытом в странах, в которых разворачивается их деятельность.

Что касается России, то развитие и совершенствование органи-

зационных форм объединений предприятий с учетом мирового

опыта и отечественной специфики имеет принципиально важное

значение по следующим обстоятельствам:

•во всех развитых странах мира интегрированные структуры

играют существенную роль в развитии их экономики и по сути явля-

ются стимуляторами в ускорении НТП, не избежать этого и России;

•в РФ отсутствует достаточный практический опыт в их созда-

нии и функционировании. Еще предстоит разработать и принять

надлежащую в этом плане нормативную базу;

•в связи с переходом на рыночную экономику Россия все

в большей мере интегрируется в мировую экономику, а без созда-

ния и функционирования соответствующих структур вряд ли это

возможно в полной мере.

Наши рекомендации