Вопрос 50. Риск в определении цены и страхование цен1

1. Понятие риска в предпринимательской деятельности. Способы измерения риска

2. Оценка инфляционного ожидания

3. Методы страхования цен от возможных их изменений под влиянием различных рыночных факторов.

1. Установление цены на продукцию, выпускаемую предприятием, обычно связано с определенной степенью риска. С немалой долей риска связано также и определение цен на производственные ресурсы (сырье, материалы, оборудование, топливо, рабочую силу и т.д.). Допущенный просчет (ошибка) в установлении уровня цены на производимую продукцию мо­жет привести к значительным потерям выручки от реализации, а при эла­стичности спроса от цены эти потери могут существенно увеличиться. Потери в объеме реализованной продукции могут возникнуть и при определении цен на потребляемые фирмой услуги.

Поскольку в условиях инфляции, динамичности спроса и роста цен на выпускаемую фирмой продукцию, а также на сырье, материалы, топливо прогнозировать динамику цен даже на близкую перспективу довольно сложно, то ошибка в цене на 5-7% - обычная ситуация. Для предприятия важно определить размер риска, и путем сравне­ния степени риска различных альтернативных вариантов остановиться на том из них, который в наибольшей степени соответствовал бы стратегии риска, выбранной руководством фирмы.

Риск в предпринимательской деятельности - это веро­ятность возникновения убытков или потерь в результате осуществления какого-либо события, предусмотренного прогнозом, планом или програм­мой. Следовательно, риск - понятие вероятностное, и он может быть из­мерен методами теории вероятности и математической статистики. Веро­ятность означает возможность получения определенного результата. Риск связан с вероятностью неосуществления вашей цели, с недоучетом реальной ситуации на рынке.

Риск в хозяйственной деятельности измеряется как в абсолютном вы­ражении - суммой потерь и убытков, так и степенью риска, т.е. мерой ве­роятности недостижения планируемого уровня цены. Первый показатель характеризует абсолютный риск, второй - относительный риск. Абсолют­ный риск выражается в рублях, относительный - в процентах либо в долях единицы.

Рыночная цена по своей экономической природе является величиной случайной. Она в условиях рынка через акт купли-продажи может при­нять только одно возможное значение, которое заранее неизвестно и зави­сит от множества случайных факторов. Все эти факторы не могут быть учтены участниками данной сделки. Так как цена - величина случайная, следовательно, это - переменная величина, конкретное значение которой не определено, оно зависит от случая, но определена функция распределе­ния вероятностей. Эта функция и позволяет судить о степени риска.

В условиях ограниченной информации при определении цен часто бывает непросто выбрать подходящую эмпирическую функцию распределения вероятностей. Поэтому на практике удобнее пользоваться наиболее часто употребляемыми в теории вероятностей стандартными функциями распределения вероятностей:

ü нормальным распределением вероятностей или распределением Гаусса;

ü показательным (экспотециальным) распределением вероятностей, которое весьма широко используется в расчетах надежности (расчет цен требует определенных критериев надежности);

ü распределением Пуассона, которое часто используется в теории массового обслуживания.

В хозяйственной жизни следует пользоваться принципом разумного риска. В предпринимательской деятельности этот принцип означает, что в принятии решения о ценах руководствуются таким соотношением вероят­ностей осуществления и неосуществления события, при котором пример­но две трети (2/3) шансов благоприятствуют успеху и одна треть (1/3) ему не благоприятствует.

Одна треть шансов, которая является неблагоприятной, выступает стимулом для принятия мер по их устранению. Этому принципу при нор­мальном распределении соответствует интервал значений случайной ве­личины (цены), равный отклонению от математического ожидания в пре­делах среднего квадратического отклонения, т.е. М(х) ± (х).

Для экономиста привычнее пользоваться для характеристики откло­нений процентными соотношениями (коэффициентами).

Коэффициент вариации при нормальном распределении вероятностей характеризует интервал отклонении случайной величины (цены) при ве­роятностном исходе, соответствующем двум третям шансов «за» и одной трети шансов «против» в процентном отношении к математическому ожи­данию. Это привычное для экономиста процентное выражение вероятно­стных отклонений. Поэтому следует считать, что коэффициентом вероят­ности в ценовых расчетах необходимо пользоваться. Он дает определен­ную, хотя и вероятностную, базу для ценовых расчетов при определении риска.

2. Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка ин­фляционного ожидания. Такая оценка необходима для:

ü учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии раз­вития фирмы;

ü учета изменения цен при разработке бизнес-планов;

ü обоснования цен на выпускаемую фирмой продукцию и оценки возможного изменения цен на производственные ресурсы, потребляемые ею;

ü учета влияния изменения цен на доход, выручку фирмы от продажи ее продукции;

ü оценки влияния изменения цен на издержки производства и сбыта, в том числе цен на средства производства и оплату труда;

ü оценки финансовых результатов деятельности фирмы: прибыли (убытков), ликвидности, платежеспособности;

ü выбора оптимальной структуры производства.

Для определения инфляционного ожидания в ценовой политике фир­мы используются следующие показатели:

ü сводный индекс потребитель­ских цен (ИПЦ);

ü индекс цен производителей промышленной продукции;

ü индекс тарифов на грузовые перевозки; индексы цен на материально-технические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию и услуги для населения.

В настоящее время имеется много методов прогнозирования инфля­ции, поэтому специалистам фирмы следует, критически оценивая их, са­мим стремиться производить необходимые расчеты.

Оценка инфляционного ожидания проводится по следующим основ­ным этапам:

ü уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих оценке и прогнозированию;

ü установление периода (краткосрочного, среднесрочного и долго­срочного) прогнозирования;

ü анализ исходных данных и подготовка информации за предшест­вующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выво­дах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;

ü изучение и выявление факторов и условий, которые будут оказы­вать влияние на темпы инфляции, установление количественной меры их воздействия на темпы инфляции;

ü определение (расчет) темпов инфляции;

ü вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наибо­лее благоприятной социально-экономической ситуации, оптимальной со­циально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.

При проведении оценки инфляционного ожидания следует учитывать как объективные закономерности и условия образования динамики цен, так и воздействие государственных органов на инфляционные процессы.

Главным условием эффективной антиинфляцион­ной политики является только комплексное государственное воздействие на два важнейших фактора:

ü платежеспособный спрос и пред­ложение товаров и услуг;

ü издержки производства и сбыта.

В результате такого воздействия может быть достигнуто существенное снижение ин­фляции спроса и издержек. Оба фактора взаимосвязаны и взаимозависи­мы. Однако для оценки инфляционного ожидания специалистам, осущест­вляющим прогноз, необходимо понять главное - в какой мере в прогнозе темпов инфляции учитывается формирование равновесного рынка и ры­ночного конкурентного ценообразования.

3. В простейшем случае акт купли-продажи может быть совершен либо на рынке, либо в магазине, и передача товара в руки покупателя и денег в руки продавца осуществляется одновременно. Однако в рыночной практике весьма часты такие ситуации, когда при оптовой продаже товара продавец и покупатель заключают договор поставки, в котором предусматриваются обязательства сторон: поставщик (продавец) обязуется в установленный срок поставить покупателю определенное количество товаров, а покупатель берет на себя обязательство купить этот товар по заранее оговоренной цене. Таким образом, цена товара, подле­жащего поставке, предусматривается договором и между заключением договора купли-продажи и реальным осуществлением акта купли-продажи имеется временный разрыв (лаг). Но, как известно, в условиях рынка цены не остаются неизменными, они подвержены колебаниям под воздействием рыночной конъюнктуры. Отсюда, по истечении определенного времени рыночная цена на данный товар может оказаться выше или ниже цены, установленной договором поставки. В этом случае для фирмы-поставщика возникает риск в результате повышения или снижения цены.

Одной из возможностей избежать подобного рода риск является страхование цен. Такое страхование производится методом включения в Договоры поставки определенных оговорок:

ü оговорка о возможности повышения или снижения издержек;

ü оговорка о колебаниях рыночной цены.

Оговорка о возможности повышения или снижения издер­жек включается в договор купли-продажи в тех случаях, когда на цену оказывает большое влияние ряд внешних и внутренних факторов, обу­словливающих рост затрат на производство. Фирма-производитель товара стремиться переложить риск увеличения цены на потребителя.

Оговорка о колебаниях рыноч­ной цены имеет несколько разновидностей:

ü оговорка о повышении цены. В этом случае всякий рост рыночной цены означает увеличение цены, предусмотренной в договоре поставки;

ü оговорка о снижении цены. Она означает, что всякое снижение ры­ночной цены неизбежно должно привести к уменьшению цены, обозна­ченной в договоре поставки;

ü оговорка о любом изменении цены. В этом случае происходит соот­ветствующее повышение или уменьшение цены, указанной в договоре поставки.

При использовании этих оговорок осуществляется поставка дополни­тельного количества товара в случае снижения цены и поставки меньшего количества товара в случае роста цены. Таким образом осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.

Наши рекомендации