Вопрос 50. Риск в определении цены и страхование цен1
1. Понятие риска в предпринимательской деятельности. Способы измерения риска
2. Оценка инфляционного ожидания
3. Методы страхования цен от возможных их изменений под влиянием различных рыночных факторов.
1. Установление цены на продукцию, выпускаемую предприятием, обычно связано с определенной степенью риска. С немалой долей риска связано также и определение цен на производственные ресурсы (сырье, материалы, оборудование, топливо, рабочую силу и т.д.). Допущенный просчет (ошибка) в установлении уровня цены на производимую продукцию может привести к значительным потерям выручки от реализации, а при эластичности спроса от цены эти потери могут существенно увеличиться. Потери в объеме реализованной продукции могут возникнуть и при определении цен на потребляемые фирмой услуги.
Поскольку в условиях инфляции, динамичности спроса и роста цен на выпускаемую фирмой продукцию, а также на сырье, материалы, топливо прогнозировать динамику цен даже на близкую перспективу довольно сложно, то ошибка в цене на 5-7% - обычная ситуация. Для предприятия важно определить размер риска, и путем сравнения степени риска различных альтернативных вариантов остановиться на том из них, который в наибольшей степени соответствовал бы стратегии риска, выбранной руководством фирмы.
Риск в предпринимательской деятельности - это вероятность возникновения убытков или потерь в результате осуществления какого-либо события, предусмотренного прогнозом, планом или программой. Следовательно, риск - понятие вероятностное, и он может быть измерен методами теории вероятности и математической статистики. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Риск связан с вероятностью неосуществления вашей цели, с недоучетом реальной ситуации на рынке.
Риск в хозяйственной деятельности измеряется как в абсолютном выражении - суммой потерь и убытков, так и степенью риска, т.е. мерой вероятности недостижения планируемого уровня цены. Первый показатель характеризует абсолютный риск, второй - относительный риск. Абсолютный риск выражается в рублях, относительный - в процентах либо в долях единицы.
Рыночная цена по своей экономической природе является величиной случайной. Она в условиях рынка через акт купли-продажи может принять только одно возможное значение, которое заранее неизвестно и зависит от множества случайных факторов. Все эти факторы не могут быть учтены участниками данной сделки. Так как цена - величина случайная, следовательно, это - переменная величина, конкретное значение которой не определено, оно зависит от случая, но определена функция распределения вероятностей. Эта функция и позволяет судить о степени риска.
В условиях ограниченной информации при определении цен часто бывает непросто выбрать подходящую эмпирическую функцию распределения вероятностей. Поэтому на практике удобнее пользоваться наиболее часто употребляемыми в теории вероятностей стандартными функциями распределения вероятностей:
ü нормальным распределением вероятностей или распределением Гаусса;
ü показательным (экспотециальным) распределением вероятностей, которое весьма широко используется в расчетах надежности (расчет цен требует определенных критериев надежности);
ü распределением Пуассона, которое часто используется в теории массового обслуживания.
В хозяйственной жизни следует пользоваться принципом разумного риска. В предпринимательской деятельности этот принцип означает, что в принятии решения о ценах руководствуются таким соотношением вероятностей осуществления и неосуществления события, при котором примерно две трети (2/3) шансов благоприятствуют успеху и одна треть (1/3) ему не благоприятствует.
Одна треть шансов, которая является неблагоприятной, выступает стимулом для принятия мер по их устранению. Этому принципу при нормальном распределении соответствует интервал значений случайной величины (цены), равный отклонению от математического ожидания в пределах среднего квадратического отклонения, т.е. М(х) ± (х).
Для экономиста привычнее пользоваться для характеристики отклонений процентными соотношениями (коэффициентами).
Коэффициент вариации при нормальном распределении вероятностей характеризует интервал отклонении случайной величины (цены) при вероятностном исходе, соответствующем двум третям шансов «за» и одной трети шансов «против» в процентном отношении к математическому ожиданию. Это привычное для экономиста процентное выражение вероятностных отклонений. Поэтому следует считать, что коэффициентом вероятности в ценовых расчетах необходимо пользоваться. Он дает определенную, хотя и вероятностную, базу для ценовых расчетов при определении риска.
2. Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка инфляционного ожидания. Такая оценка необходима для:
ü учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития фирмы;
ü учета изменения цен при разработке бизнес-планов;
ü обоснования цен на выпускаемую фирмой продукцию и оценки возможного изменения цен на производственные ресурсы, потребляемые ею;
ü учета влияния изменения цен на доход, выручку фирмы от продажи ее продукции;
ü оценки влияния изменения цен на издержки производства и сбыта, в том числе цен на средства производства и оплату труда;
ü оценки финансовых результатов деятельности фирмы: прибыли (убытков), ликвидности, платежеспособности;
ü выбора оптимальной структуры производства.
Для определения инфляционного ожидания в ценовой политике фирмы используются следующие показатели:
ü сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);
ü индекс цен производителей промышленной продукции;
ü индекс тарифов на грузовые перевозки; индексы цен на материально-технические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию и услуги для населения.
В настоящее время имеется много методов прогнозирования инфляции, поэтому специалистам фирмы следует, критически оценивая их, самим стремиться производить необходимые расчеты.
Оценка инфляционного ожидания проводится по следующим основным этапам:
ü уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих оценке и прогнозированию;
ü установление периода (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) прогнозирования;
ü анализ исходных данных и подготовка информации за предшествующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выводах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;
ü изучение и выявление факторов и условий, которые будут оказывать влияние на темпы инфляции, установление количественной меры их воздействия на темпы инфляции;
ü определение (расчет) темпов инфляции;
ü вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наиболее благоприятной социально-экономической ситуации, оптимальной социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.
При проведении оценки инфляционного ожидания следует учитывать как объективные закономерности и условия образования динамики цен, так и воздействие государственных органов на инфляционные процессы.
Главным условием эффективной антиинфляционной политики является только комплексное государственное воздействие на два важнейших фактора:
ü платежеспособный спрос и предложение товаров и услуг;
ü издержки производства и сбыта.
В результате такого воздействия может быть достигнуто существенное снижение инфляции спроса и издержек. Оба фактора взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако для оценки инфляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз, необходимо понять главное - в какой мере в прогнозе темпов инфляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночного конкурентного ценообразования.
3. В простейшем случае акт купли-продажи может быть совершен либо на рынке, либо в магазине, и передача товара в руки покупателя и денег в руки продавца осуществляется одновременно. Однако в рыночной практике весьма часты такие ситуации, когда при оптовой продаже товара продавец и покупатель заключают договор поставки, в котором предусматриваются обязательства сторон: поставщик (продавец) обязуется в установленный срок поставить покупателю определенное количество товаров, а покупатель берет на себя обязательство купить этот товар по заранее оговоренной цене. Таким образом, цена товара, подлежащего поставке, предусматривается договором и между заключением договора купли-продажи и реальным осуществлением акта купли-продажи имеется временный разрыв (лаг). Но, как известно, в условиях рынка цены не остаются неизменными, они подвержены колебаниям под воздействием рыночной конъюнктуры. Отсюда, по истечении определенного времени рыночная цена на данный товар может оказаться выше или ниже цены, установленной договором поставки. В этом случае для фирмы-поставщика возникает риск в результате повышения или снижения цены.
Одной из возможностей избежать подобного рода риск является страхование цен. Такое страхование производится методом включения в Договоры поставки определенных оговорок:
ü оговорка о возможности повышения или снижения издержек;
ü оговорка о колебаниях рыночной цены.
Оговорка о возможности повышения или снижения издержек включается в договор купли-продажи в тех случаях, когда на цену оказывает большое влияние ряд внешних и внутренних факторов, обусловливающих рост затрат на производство. Фирма-производитель товара стремиться переложить риск увеличения цены на потребителя.
Оговорка о колебаниях рыночной цены имеет несколько разновидностей:
ü оговорка о повышении цены. В этом случае всякий рост рыночной цены означает увеличение цены, предусмотренной в договоре поставки;
ü оговорка о снижении цены. Она означает, что всякое снижение рыночной цены неизбежно должно привести к уменьшению цены, обозначенной в договоре поставки;
ü оговорка о любом изменении цены. В этом случае происходит соответствующее повышение или уменьшение цены, указанной в договоре поставки.
При использовании этих оговорок осуществляется поставка дополнительного количества товара в случае снижения цены и поставки меньшего количества товара в случае роста цены. Таким образом осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.