Вопрос 11. Виды цен с учетом фактора времени. Трансфертные цены. Мировые цены. Цены, используемые в учете и статистике

1. Виды цен с учетом фактора времени

2. Трансфертные цены

3. Мировые цены

4. Цены, используемые в учете и статистике

1.С учетом фактора времени различают:

ü постоянные цены;

ü сезонные цены;

ü ступенчатые цены.

Постоянная цена - цена, срок действия которой последовательно уменьшается в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени. Снижение может быть связано с моральным устареванием продукции (например, цены на предыдущие модели мобильных телефонов), ростом объемов производства или сокращением издержек.

Сезонная цена– цены на товары, потребление которых носит сезонный характер. Величина и срок действия этих цен определяются фактором времени. Скидки на данные цены также носят сезонный характер, например, скидки на покупку зимней одежды и обуви летом.

Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

2. Трансфертные (внутрифирменные) цены - это цены, применяемые внутри фирмы, то есть они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.

Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяйственном обороте капиталистических стран, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, а также в рамках транснациональных компа­ний. Развитие производственной кооперации явилось объективной основой рас­ширения сферы применения трансфертных цен.

Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продук­ции в качестве запчастей. Последние, по имеющимся оценкам, в 3-4 раза выше.

Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфаб­рикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляе­мые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспо­собность.

Причины возрастания роли и расширения сферы применения трансфертного ценообразования следующие:

ü стремление минимизировать суммы налогов, уплачиваемых предприятием, за счет использования неодинаковых ставок налогообложения в разных странах, что сказывается на размерах прибыли;

ü возможность сведения к минимуму платежей импортных и экспортных пошлин, тарифов и сборов, которые определяются в зависимости от уплаченной цены товара;

ü возможность ограничения валютного риска за счет экспорта продукции по завышенным ценам в страны, где курс валюты поддерживается на определенном уровне или ожидается его резкий скачок.

3. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Такие цены достаточно полно характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим – ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям – обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида.

Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:

ü это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

ü цены сделок, носящих регулярный характер;

ü цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.

Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами. Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран.

Мировые цены отражают конъюнктуру, складывающуюся в конкретный мо­мент в том или ином сегменте мирового товарного рынка, они зависят как от есте­ственных колебаний спроса и предложения данного товара, так и от возможнос­тей крупных монополистов влиять на их динамику.

На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают экспортные цены крупных компаний - производителей и экспортеров соответствующей продук­ции, а также цены на рынках отдельных стран - основных производителей това­ров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС-ФРГ, Бельгии, Фран­ции. Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки.

4. Цены, используемые в учете и статистике. Данная группа цен включает в себя неизменные, сопоставимые, средние, текущие цены, а также индексы цен. Подобная классификация отражает специфическое назначение этих цен – они используются для анализа и составления прогнозов относительно тенденций изменений цен в краткосрочной и долгосрочной перспективе и помогают анализировать и прогнозировать динамику производства продукции в стоимостном и количественном выражении, обеспечивая сопоставимость результатов.

Наши рекомендации