Анализ прибыли от продаж
В составе общей прибыли большую долю занимает прибыль от продаж.
Прибыль от продаж = Выручка без НДС – Полная себестоимость
По данным «Отчета о прибылях и убытках» прибыль от продаж определяется:
Выручка минус себестоимость минус управленческие и коммерческие расходы Выручка зависит от:
1.цены на продукцию;
2.объема продаж.
Дав оценку выполнения плана или динамики по прибыли от продаж необходимо исчислить влияние следующих факторов:
1) цены
2) Объема продаж
3) Себестоимости
4) Коммерческих расходов
5) Управленческих расходов
Сначала рассматриваем влияние цены на выручку. Предположим, что цены на продукцию возросли на 19% , тогда выручка до повышения цен (выручка в сопоставимых ценах) определяется путем отношения фактической выручки к индексу цен (коэффициент динамики).
= = 89889,9т.р.
а) Влияние цены на выручку равно фактическая выручка минус выручка в сопоставимых ценах.
= 1069-89889,9 = +17079,1 т.р.
б) Изменение выручки по сравнению с прошлым годом = 106969 – 99017= +7952 т.р.
Влияние объема продаж на выручку = из отклонения по выручке вычитают величину влияния цены на выручку.
+ 7925 - (+17079,1) = - 9127,1т.р.
Или путем сравнения выручки в сопоставимых ценах с выручкой за прошлый год.
89889,9 – 99017 = -9127,1 т.р.
1) влияние цены на прибыль = величина влияния цены на выручку базовый уровень прибыли от продаж
Уровень определяется по отношению к выручке (в %)
Влияние цены = + 17079,1 т.р. = + 4833 т.р.
1) влияние объема продаж = величина влияния объема базовый уровень
продаж на выручку прибыли от продаж
= - 9127,1 = - 2583т.р.
2) Влияние с/с на прибыль от продаж = Фактическая выручка изменение
уровня с/с
= 106969 [ ]= - 6097 т.р.
4) Влияние коммерческих и управленческих расходов рассчитывается аналогично влиянию себестоимости.
= 106969 [ ]= + 4921т.р. (если коммерч. расходы увеличиваются, то прибыль уменьшается)
5) Влияние управленческих расходов = 106969-[ ]= +2888т.р.
Проверка: сложим влияние всех факторов изменения прибыли от продаж (4833-2583+6097-4921-2888)=+538т.р.
Вывод: из приведенных данных видно, что прибыль от продаж возросла по сравнению с прошлым годом на 539. За счет продажи продукции по более дорогой цене на 19% дополнительно получено прибыли на 4833 т.р. и за счет снижения уровня себестоимости - на 6097 т.р. Однако сокращение объема продаж из-за цены, снизило прибыль на сумму 2583 т.р., а также уменьшение уровня коммерческих и управленческих расходов сократило прибыль соответственно на 4929 т.р. и 2888т.р., что является резервом роста прибыли от продаж. Необходимо более детально проанализировать структуру коммерческих и управленческих расходов.
Влияние указанных факторов можно рассчитать способом цепных подстановок или методом логической увязки.