Анализ прибыли от продаж

Наиболее крупной статьей формирования ЧП, как правило является прибыль от продаж товаров продукции работ и услуг. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов вызвавших изменение этого показателя. Цель фактического анализа прибыли от продаж – выявление резервов и ее повышение. В целом на прибыль от продаж оказывают влияние след факторы:

1. Объем продаж. Чем больше орг-ия продает рентабельные прод-ии, тем больше она получает прибыль;

2. Структура продаж (отдельные виды продаваемой продукции работ и услуг) имеют различную рентабельность. Некоторые из них могут оказаться убытками для предприятия, поэтому от того каков ассортимент продаваемой продукции во многом зависит величина прибыли организации.

3. Цены на продаваемую продукцию работ и услуг. Их повышение позволяет предприятию получить доп. прибыль, однако измен. этого фактора имеет ограничения в условиях высокой конкуренции, т.к. продавцы строят свою ценовую политику исходя из нее столько из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколько из среднего уровня цен на аналогичные товары работы, услуги;

4. Уровень затрат включает в себестоимость продукции. Их рост приводит к уменьшению прибыли в том же размере.

Методика фактического анализа прибыли от продаж включает в след. расчеты:

1.Расчет общего изменения прибыли от продаж (∆Р), ∆Р= Р1-Р0, где Р1-прибыль отчетного года, Р0-прибыль предыдущего года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений объема продаж (∆Р1), ∆Р1=Р0*∆N% / 100, где ∆N%-прирост объема продаж в % рассчитывается по формуле: ∆N%= N1,0/ N0*100-100= ∑qi1*pi0/∑qi0*pi0 *100-100,где

N1-выручка от продаж отчетного периода в ценах предыдущего в тыс.руб

N0- Выручка от продаж предыдущего периода в тыс. руб

qi-объем продукции i-го вида в натуральном выражении

pi-цена на продукцию i-го вида

n-количество видов продаваемой продукции.

3. Расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию (∆Р2), ∆Р2= N1-N1,0=∑qi1*pi0, где N1-выручка от продаж отчетного периода

4. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (∆Р3),

∆Р3=S1,0-S1=∑qi1*Si0-∑qi1*Si1,где

S1,0-полная себестоимость продажи продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего S1-полная себест продажи продукции отчетного периода, в тыс.руб, Si-полная себест продажи продукции i-го вида, в руб

Такой расчет можно провести не только в целом, а общей сумме расходов на производство и продажу продукции, работ услуг, но и оценить влияние производственных управленческих и коммерческих расходов отд-о.

5.Расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж(∆Р4). Для этого из общего изменения прибыли(∆Р) вычитают влияние 3 предыдущих факторов.

∆Р4=∆Р-∆Р1-∆Р2-∆Р3

Можно так же для расчетов 4 фактов использовать другую формулу:

∆Р4=Р1,0-Р0-∆Р1, где

Р1,0-прибыль от продаж получается при объеме и структуре прод-й прод-ии отч периода в ценах и затратах предыдущего, ты сруб.

6.Расчет совокупного влияния фактора равного общему изменению прибыли от продаж(∆Р) ∆Р=Р1-Р0=∆Р1+∆Р2+∆Р3+∆Р4. Факторный анализ позволяет выявить резервы прибыли от продаж за счет: - снижения расходов

- оптимизация структуры(ассортимента)продаж

- разработки гибкой ценовой политики

- поиска новых рынка сбыта

- улучшение качества продукции(работ,услуг). Прибыль от продаж отражает общий финансовый результат от различных видов (операционных сегментов) обычной деят-ти орг-ции. Исходя из предъявляемых бух учету требований сущ-ти, рекоменд-ся в отчете о финн результатах выручку от продаж и себест-ть проданных товаров продук-ции работ,услуг отражать развернутую с выделением величины этих показателей в размере отд. видов деят-ти. Например: произв-во прод-ции, выполнение работ(строит-ых,науч-но – исслед.,и др), оказание услуг(транспор-ых..). Это позволяет в процессе анализа выявить влияние резуль-та от деят-ти каждого сегиента в виде валовой прибыли от продаж на общий пок-ль прибыли от продаж. Данные отчета о фин резуль-ах позвол-ют рассчитать порог рентаб-ти и запас финн прочности организации. Важным условием точности их определения яв-ся обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деят-ти управляющих и коммерческих расходов носящих с опред. Долей условности постоянный хар-р. В этом случае расч. в отчете валовая прибыль (Рвал.) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода(марж прибыль). Рвал=N-Sn=МД, где

Sn- себестоимость проданных товаров прод-ции работ, услуг вкл. произ-ые (условно переменные) расходы. МД-маржинальный доход

МД= N-Sпер= Р-Sпост, где

Sпер-условно переменные затраты

Sпост-условно постоянные затраты

Р-прибыль от продаж Т.о., МД предст-ет собой сумму покрытия условно постоянных расходов(управ,коммер и формир-ю прибыль от продаж).

На основе показателя МД расчит-ся показ-ли порога рентаб-ти и запаса фин прочности.Порог рентаб-ти(К) или точка безубыт-ти(критический объем продаж)- характеризует тот объем продук-ции,работ,услуг реализ-я которого обеспеч-ет орг-ии покрытие всех затрат связывающих с их производством и продажи, и расчит по формуле: К= Sпост/МД:N=УР+КР/МД:N, где

УР-управленческие расходы

КР- коммерческие расходы

МД:N-доля МД выручки от продаж . В запасе финн прочности (ЗФП)-харак-ет от объем прод-ции, в пределах которого орган-ия может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деят-ти и расч по формуле: ЗПФ=N-К

В процессе анализа эти пок-ли расчит-ся в динамике (за отч и пред период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финн прочности в % от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить % без рискового сниж-ия объема продаж.

Наши рекомендации