Основные функции денег
Выделяют следующие функции денег, как:
Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах
Средство обращения.К особенностям денег как средства обращения следует отнести реальное присутствие денег в обращении и кратковременность их участия в обмене. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги.
· Средство платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения (Т-ДО-Т): товар – срочное долговое обязательство – деньги.
· Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
· Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство. В качестве мировых денег используются денежные единицы государств со стабильными экономикой и политической ситуацией. В настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена и ряд других денежных единиц.
5. Понятие цены, виды цен, методы государственного регулирования цен
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.
Величину соотношений (пропорцию) при добровольном обмене товаров называют стоимостью. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
- оптовые цены
- розничные
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
- свободные (рыночные)
- регулируемые
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
- твердые цены
- подвижная цена
- скользящая цена
4. По способу получения информации об уровне цены различают:
- публикуемые
- расчетные цены
5. В зависимости от вида рынка различают:
- цены товарных аукционов
- биржевые котировки
- цены торгов
6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
- постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.
- сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени.
- ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7. Внутрифирменные цены.
- трансфертные цены
8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:
- цена-нетто —
- цена-брутто
9. Мировые
Различают методы прямого и косвенного регулирования цен
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами. Государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством