Международные экономические отношения и формы их реализации
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения[1]. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международными институтами, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики[2].
Выделяют следующие формы МЭО:
- международная специализация производства и научно-технических работ;
- обмен научно-техническими результатами;
- международная кооперация производства;
- международная торговля;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала и рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.
Необходимое условие включения страны в систему международных экономических отношений — открытость экономической системы,т.е. возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в международном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства современной сложной, наукоемкой продукции, тем больше открытость экономики.
Итак, открытая экономическая система ориентирована на максимальное участие в мировых хозяйственных связях и в международном разделении труда.
Другой показатель степени открытости — экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости внутреннего продукта или же объем экспорта на душу населения).
Особенность современного экономического развития заключается в опережающем росте мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация выгодна национальной экономике и способствует увеличению объемов мирового производства. Вместе с тем открытостью экономики не устраняются двух разнонаправленные тенденции в развитии всемирного хозяйства — усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритрейдерство) и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм). Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства.
Противоположность открытой экономики—закрытая экономика, ориентированная на полное национальное самообеспечение; это независимая хозяйственная система с ограниченными внешнеэкономическими связями, способная обеспечитьсебя всем необходимым. Исторический опыт показывает, чтозакрытость экономики, стремление во всем опираться на собственные силы ведут к изоляции, снижению эффективностипроизводства, падению уровня жизни. Типичным примеромстраны с закрытой экономикой до недавнего времени была Албания, сегодня — Северная Корея (КНДР).
75.Внешняя торговля: теоретические основы осуществления и способы гос-ного регулирования.
Мировая торговля— это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров.
Мировой рынок— это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами.
Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг, осуществляется преимущественно через коммерческие сделки,оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а такжепрямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.
Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней.
1. Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.
2. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.
3. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.
4. Большее число покупателей и большее число конкурентов.
Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:
1) обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология;
2) емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
3) уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
4) стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.
На стабильный и постоянный рост международной торговли влияют:
1) углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
2) НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;
3) активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;
4) либерализация международной торговли;
5) развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межгосударственных барьеров, формирование зон свободной торговли и др.
Существуют два основных вида внешнеторговой политики.
Свободная торговля— это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.
Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта.
Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин.Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза.
Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара или в виде процента к цене товара.
Таможенные пошлины могут быть:
1) дифференциальными, назначающими разные ставки на одинаковые товары;
2) преференциальными — устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;
3) покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок.
Нетарифные методы представляют собой административное регулирование внешней торговли путем:
1) квотирования экспорта-импорта—установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;
2) введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;
3) лицензирования—требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;
4) добровольного ограничения экспорта—принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;
5) введения технических и санитарных стандартов;
6) налогообложения импортной продукции;
7) выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.