Тема 18. Международные валютные отношения и формы их реализации
1. Международные валютные отношения: сущность и формы реализации.
2. Национальная и международная валютная системы.
3. Валютный рынок: понятие и структура. Валютный курс.
4. Этапы становления и развития международной валютной системы.
Задания для самостоятельной работы:
1.Определить следующие понятия: валюта, валютный курс, валютный рынок, валютная система, этапы развития валютной системы, конвертируемость валюты. Составить соответствующий глоссарий.
2. Изучить механизм функционирования валютного рынка, особенности формирования валютных курсов. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Подготовить конспекты ответов на вопросы плана семинарского занятия.
Литература
Основная*:
1. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: Учеб. / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2011. – 320 с.
2. Современная экономика: Учеб. пособие / под ред О.Ю.Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
Дополнительная:
1. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики : Учеб. пособие / С.Г. Капканщиков. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 448 с.
2. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: проспект, 2010. – 336 с.
3. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учеб. / В.Г. Слагода. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; : ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
4. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 515с
5. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ГИД ВЛАДОС, 2007. – 591 с.
* - источники из списка основной литературы имеются в справочно-библиографическом отделе-библиотеке Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».
5.3. Планы семинарских (практических) занятий (в том числе в активной и интерактивной форме)
Очная форма обучения на базе СПО
Тема 1. Материальные потребности и экономические ресурсы общества
1. Потребности и их виды. Закон возвышения потребностей.
2. Экономические блага и их кругооборот.
3. Ресурсы и их классификация.
4. Эффективность производства. Показатели эффективности.
5. Кривая производственных возможностей общества и ее свойства.
Задания для самостоятельной работы:
1.Определить следующие понятия: потребности, экономическое благо, экономические ресурсы, труд, земля, капитал, предпринимательство, производство, эффективность производства, кривая производственных возможностей. Составить соответствующий глоссарий.
2. Изучить закономерности использования ресурсов, содержание проблемы выбора в экономике, построить графическую модель кривой производственных возможностей как модели оптимального выбора. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Подготовить конспекты ответов на вопросы плана семинарского занятия.
Литература
Основная:
1. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: Учеб. / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2011. – 320 с.
2. Современная экономика: Учеб. пособие / под ред О.Ю.Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
Дополнительная:
1. Рубинштейн, А. Я. Рождение теории. Разговоры с известными экономистами / А.Я. Рубинштейн. - М. : Экономика, 2010.
2. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учеб. / В.Г. Слагода. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; : ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
3. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: проспект, 2010. – 336 с.
4. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 515с.
5. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ГИД ВЛАДОС, 2007. – 591 с
Тема 2. Рынок и его функции
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы, уяснить содержательные аспекты темы в соответствии с вопросами:
- Причины возникновения рыночной экономики. Структура и функции рынка.
- Классификация видов рынков.
- Инфраструктура рыночной экономики.
2.Определить следующие понятия: рыночная экономика, рынок, функции рынка, товар, деньги, цены, конкуренция, рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции. Составить соответствующий глоссарий.
3. Изучить закономерности возникновения рыночной экономики, роль отношений обмена и экономического обособления производителей в существовании рыночного хозяйства. Раскрыть функции рынка, дать характеристику основных элементов рыночного хозяйства, выявить различия рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Подготовиться к письменному опросу по категориям и вопросам плана семинарского занятия.
4. Подготовиться к проведению викторины по категориям вводной части экономики как науки, принципам и законам экономической жизнедеятельности общества.
План проведения занятия в интерактивной форме
Содержание пункта | |||
Тема занятия | Рынок и его функции | ||
Форма проведения | Викторина «Экономический калейдоскоп» | ||
Целью проведения интерактивного занятия | Формирование навыков совместной аналитической работы, умений выявлять побудительные мотивы и движущие силы экономической жизнедеятельности общества. | ||
Технология проведения занятия | 1. Предварительный этап работы. Формируется инициативная творческая группа студентов, которая под руководством преподавателя разрабатывает сценарий проведения викторины, конкурсные задания, электронную презентацию конкурсных заданий и проведения викторины. 2. В академической группе формируются команды игроков викторины, определяются капитаны команд. 3. В ходе проведения викторины команды на основе соперничества, состязательности осуществляют подготовку ответов на вопросы конкурсных заданий в соответствии с регламентом, предложенным ведущими викторины. 4. Жюри в составе преподавателей и студентов оценивает результаты выполнения конкурсных заданий, ведет учет баллов, набранных каждой командой. 5. Викторина завершается подведением итогов, определением победителей в командном и личном зачете. | ||
Организация работы студентов | На подготовительном этапе под руководством преподавателя инициативная творческая группа разрабатывает конкурсные задания, которые отражают категориальный аппарат, и основные вопросы тем раздела 1. Введение в экономику. Задания формулируются в игровой форме, ориентируют на коллективную работу команд, создают положительный настрой, атмосферу творчества и состязательности. В ходе проведения викторины участники игры в составе команд совместно разрабатывают и обсуждают ответы на вопросы заданий. Жюри оценивает ответы, изложенные в устной или письменной форме. Конкурсные задания отражают исторические теоретические и практические аспекты функционирования экономики и предлагаются в форме учебных заданий, упражнений, схем задач, составлении эссе и ориентируют на подготовку ответов, в том числе и средствами художественного воплощения, создающими положительный эмоциональный настрой в учебной группе, повышение познавательной активности и интеллектуальной деятельности. | ||
Оценка результатов работы | 1. Дается оценка коллективной работы команд, определяются победители по сумме набранных баллов, учреждаются номинации, позволяющие оценить индивидуальную работу студентов в командах. 2. Результаты индивидуального участия в разработке ответов и призовые места учитываются в БРС. | ||
Форма представления конечного результата | Выполнение заданий на самостоятельную работу. | ||
Техническое и дидактическое оснащение | Учебная литература, ресурсы интернет, компьютерная техника. |
Литература
Основная:
1. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: Учеб. / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2011. – 320 с.
2. Современная экономика: Учеб. пособие / под ред О.Ю.Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
Дополнительная:
1. Рубинштейн, А. Я. Рождение теории. Разговоры с известными экономистами / А.Я. Рубинштейн. - М. : Экономика, 2010.
2. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учеб. / В.Г. Слагода. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; : ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
3. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: проспект, 2010. – 336 с.
4. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 515с.
5. Черкасов, Г. И. Общая теория собственности / Г. И. Черкасов. - М. : Экономика, 2009.
6. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ГИД ВЛАДОС, 2007. – 591 с