Модуль 2. международные экономические отношения и их формы

Самостоятельная работа по этому модулю осуществляется в следующих формах:

1. Изучение основной (см. конспект лекций, занятия 2.1 – 2.5) и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце каждой лекции, подготовка теоретической базы для обсуждения вопросов на соответствующем семинарском занятии и для эффективного участия в обсуждении в группах (обсуждение вопросов в группе по 3-4 человека или с товарищем по группе с сообщением результатов на семинарском занятии), решение задача из приведенного списка.

2. Написание рефератов и докладов по темам семинарских занятий.

Занятие 2.1. Теории международной торговли

(Аудиторная работа – 4 час.; самостоятельная работа – 6 час.)

При подготовке к лекциинеобходимообдумать ответы на следующие вопросы:

1. Почему возникла торговля между странами (международная торговля)?
2. Какой главный вопрос возникает при выяснении вопроса о причинах международной торговли?
3. Как можно объяснить причины международной торговли? Причем, нужно попытаться найти причины международной торговли не только теми товарами, которые абсолютно невозможно производить в некоторых странах. Причины международной торговли последними достаточно очевидны.
4. Каким образом причины международной торговли связаны с издержками производства товаров в различных странах?
5. Как внешняя торговля обеспечивает странам экономию ограниченных ресурсов?
6. Как бы Вы различили понятия «абсолютные преимущества» и «сравнительные преимущества»? Верно ли утверждение, что если субъект обладает абсолютным преимуществом в чем-то, то он однозначно обладает в этом сравнительным преимуществом? И верно ли обратное утверждение?
7. Как объяснить выгоды внешней торговли, если одна из стран производит оба участвующих в обмене товара дешевле, чем другая страна?

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает:

1. Изучение основной (см. конспект лекций, занятие 2.1) и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце лекции, подготовка теоретической базы к обсуждению вопросов на семинарских занятиях с преподавателем и для эффективного участия в обсуждении в группах, решение задач.

Вопросы к обсуждению

1. Теории международной торговли.
2. Классическая теория о внешней торговле (абсолютные и сравнительные преимущества).
3. Теория международной торговли Хекшера-Олина.
4. Современные неотехнологические теории внешней торговли.
5. Теория международной конкуренции М.Портера.

Обсуждения в группах

1. В течение 10 минут обсудите с однокурсником, цены на какие российские товары показывают возможность международной торговли ими на основе сравнительных преимуществ? Справедливо ли будет утверждать, что если Россия имеет этим товарам сравнительное преимущество в производстве, то она имеет по ним абсолютное преимущество в производстве?

Различие в затратах производства товаров являются основой взаимовыгодной торговли и отражаются на рыночных ценах этих товаров. Обратите внимание, что абсолютное различие в затратах на производство товаров, существующее между странами, является лишь частным случаем более общей ситуации. Сравнительные преимущества заключаются в отношении затрат, цен, а не в их абсолютной величине. Эти сравнительные преимущества можно оценить исходя из альтернативной цены товара в разных странах.

Страна, участвуя во внешней торговле, отказываясь от производства товаров, которые другие страны могут производить дешевле, экономит ограниченные ресурсы. При этом не важно, что благодаря внешней торговли страны могут получить разную выгоду. Главное, что выгода существует для обеих торгующих стран.

Закон сравнительных преимуществ в международной торговле, хотя и был разработан давно, имеет большое значение и в настоящее время. Более того, многие экономисты полагают, что закон сравнительных преимуществ приобретает все большее значение в мировой торговле. Закон сравнительных преимуществ не устарел, и вполне примелем для объяснения международной торговли определенными товарами. Таким образом, этот закон, открытый Д.Рикардо, сформулировал простой универсальный принцип, доказывающий выгоды свободной торговли и специализации стран мира.

Решение задач

Решение задач по мировой экономике отрабатывает навыки студентов, т.е. обеспечивает связь теоретического курса с общей мировой практикой. Для отработки навыков приложения теоретических знаний на практике на семинарских занятиях решаются типовые задачи по отдельным темам. Для того чтобы этот процесс был более эффективным рекомендуется студентам самостоятельно прорешать типовые примеры перед семинаром. В силу того, что не все темы дисциплины предусматривают решение задач, поэтому в данном УМКД задачник отсутствует и рекомендуется использовать следующие источники:

1. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 138-140 задачи №№ 1, 2, 3, 4, 5.

2. Шимко П.Д. Международная экономика: практикум / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – Гл.1. – с. 12-17 задачи №№ 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, с. 28-33 задачи №№ 40, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 51, 53, с. 37, 43-44 задачи №№ 62, 74, 75, 78, 80, 88, с. 59-61 задачи №№ 107, 108, 114, с. 72 задача № 138.

2. Написание рефератов и подготовка докладов по темам из списка.

Примерная тематика рефератов и докладов

1. Неоклассическая теория внешней торговли. Парадокс Леонтьева.
2. Альтернативные теории международной торговли. Теория жизненного цикла продукта.
3. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.
4. «Голландская болезнь»: возникновение понятия, связь с теориями международной торговли.
5. Классические и неоклассические теории международной торговли. Современные модели и подходы.
6. Государственный протекционизм и его формы.
7. Протекционизм и либерализм в мировой торговле: сравнение преимуществ и недостатков.
8. Неоклассическая теория внешней торговли. Парадокс Леонтьева.
9. Альтернативные теории международной торговли. Теория жизненного цикла продукта.

Литература

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – Гл. 3.
2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 16.
3. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: учебник для ВУЗов. – М.: ВШЭ, 2002. – Гл. 3.
4. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран) : учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – Гл. 4.
5. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – Гл.3.
6. Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2001г. – Гл. 2

Интернет-ресурсы

http://www.imf.org (World Economic Outlook)

http://econ.worldbank.org (World Development Report)

http://www.wto.org (сайт ВТО)

Наши рекомендации