Теории монополистической и несовершенной конкуренции
А. Маршаллв своих “Принципах” посвятил отдельную главу проблеме монополий, их искажающему влиянию на ценообразование. Однако А. Маршалл:
1) считал монополию исключением на общем фоне свободной конкуренции;
2) полагал, что тенденции к завышению монопольных цен нейтрализуются заинтересованностью монополиста в рынках сбыта своей продукции и благосостоянии потребителей;
3) моделировал монополию как абсолютную монополию, то есть охватывающую все производство данного товара; хотя и делал оговорку, что “в реальной жизни едва ли существуют такие абсолютные и постоянные монополии”.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., спровоцированный во многом господством монопольных цен, сделал очевидным несоответствие “гладкого” анализа А. Маршалла острым углам реальных противоречий. В 1933 г. в двух вышедших одновременно, но по разные стороны Атлантики книгах – “Теория монополистической конкуренции” американца Э. Чемберлена и “Экономика несовершенной конкуренции ”англичанки Джоан Робинсон – в рамках неоклассической теории были предложены более реалистичные концепции, оставившие за теорией цены А. Маршалла суженную сферу рынков, где действует неограниченная свободная, или совершенная конкуренция, нетипичная для современной экономики.
Профессор Гарвардского университета Эдвард Чемберлен (1899-1967) провозгласил “вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия”, а также указал на переплетение конкуренции и монополии на современных рынках. Э. Чемберлен привлек внимание к той роли, которую играет в условиях рыночной экономики дифференциация продукта, сделав это понятие центральным в своей теории монополистической конкуренции.
Дифференциация продукта – разнообразие потребительских качеств и условий сбыта товара; она включает в себя: стиль, упаковку, все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, и пространственное местонахождение продавцов. Она способна обеспечить известную степень обособленности рынка для отдельной фирмы за счет разрыва в цепи субститутов и создать тем самым предпосылки для контроля над ценой. Монополия как рыночная категория означает контроль единоличного продавца или организации над предложением какого-либо продукта и тем самым над ценой. Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец является одновременно и монополистом и конкурентом.
Пределы власти монополиста над ценой ограничены, во-первых, существованием субститутов, во-вторых, высокой эластичностью спроса по цене на продукт. Спрос может быть настолько эластичным, что наиболее выгодная цена для продавца не будет отличаться от цен других продавцов.
Э. Чемберлен по-новому поставил проблему спроса, рассмотрев его как параметр, на который монополист может целенаправленно воздействовать. Такой подход отразил проявившуюся в первой трети ХХ в. характерную эволюцию рыночной экономики – создание новых рынков, формирование спроса и управление спросом, разнообразие приемов рекламы, возникновение таких категорий, как маркетинг и франчайзинг. Постановка проблемы воздействия на спрос привела к введению в сферу экономического анализа наряду с издержками производства категории издержек сбыта - всех затрат, нацеленных на приспособление спроса к продукту, создание рынка для продукта. Цены, указывал Э. Чемберлен, – не единственный и даже не решающий инструмент конкуренции. Монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продукта, зависит прежде всего от качества товара и обслуживания потребителей, это - неценовая конкуренция. Дифференциация продукта является показателем распространения неценовой конкуренции.
Перечисляя барьеры для конкуренции и условия, порождающие монополию, – патентные права или исключительно высокая репутация фирменной марки, естественная ограниченность предложения (например, земельных участков в определенном районе), явные или тайные сговоры, Э. Чемберлен переходит от анализа монополистической конкуренции к анализу олигополии – раздела отрасли несколькими крупными фирмами. Дифференциация продукта ставит некоторые барьеры для “свободного доступа” в отрасль; допущение “свободного доступа” в отрасль утрачивает силу в отраслях, где требуется значительный стартовый капитал для открытия дела. При олигополии существует тенденция к стабильности цен, так как никто не снизит монопольную цену, поскольку это заставит других сделать то же самое.
Стихийная тенденция к параллелизму ценовых действий и к лидерству в ценах – система взаимоприспособления конкурентов по линии объема поставок продукции и по линии цен, выработки группового равновесия. Оборотной стороной системы олигопольных цен является тенденция к образованию избыточных производственных мощностей.
Одновременно с книгой Э. Чемберлена, выпустила свою монографию “Теория несовершенной конкуренции” выпускница и профессор Кембриджского университета Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983). На ее работу оказал влияние вывод итальянского иммигранта ПьероСраффа
(1898-1983) о закономерности несовершенства конкуренции прежде всего в связи с эффектом масштаба, позволяющим снижать издержки при наращивании объемов производства.
Дж. Робинсон систематизировала анализ несовершенной конкуренции как порождения концентрации производства, преимуществ в конкурентной борьбе гигантских компаний с их программами ограничения, системами квотирования и т.д. Центральное понятие теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон - дискриминация цен как инструмент воздействия на рынок.
Дискриминация цен означает сегментацию рынка на основе использования различной эластичности спроса по цене у различных категорий потребителей, маневрирование ценами во времени и в пространстве. Применительно к “слабым” рынкам с высокой эластичностью спроса по цене – устанавливаются относительно низкие цены. Это позволяет расширить объем производства и сбыта, снижая издержки за счет экономии на масштабах. В других условиях – в отношении рыночных сегментов с высокой ценовой эластичностью – цены устанавливаются на более высоком уровне.
Маневрирование ценами – характерная черта рыночного поведения крупных корпораций – наиболее ярко проявляется в отношении новых товаров, когда первоначально устанавливается высокая цена для покупателей с низкой эластичностью спроса по цене (политика “снятия сливок”), затем цена понижается для вовлечения в орбиту своего воздействия новых слоев покупателей.
Дж. Робинсон ввела термин “монопсония”, означающий монополию на стороне спроса, в частности на рынках факторов производства (сырья или труда). Она описала общий случай монопсонии графически, показав понижение цены приобретаемого монопсонистом фактора производства сравнительно с ценой в условиях конкуренции. С монопсонией связана проблема рыночной эксплуатации – нарушения эквивалентности обмена при купле-продаже. Когда крупная фирма-монопсонист приобретает специфический вид труда неорганизованных работников, она имеет возможность навязать им условия сделки, при которых реальная заработная плата окажется ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию. Корни эксплуатации лежат в недостаточной эластичности предложения рабочей силы, однако противодействующим фактором могут быть профсоюзы и законодательство о минимальной зарплате. Робинсон выделяла как особый случай дискриминации, “когда работники-мужчины организованы в профсоюз, который добивается минимальной зарплаты, а женщины - не организованы”.
В противоположность Дж. Робинсон, Э. Чемберлен считал, что “поиски эксплуататора” не имеют смысла, и не скрывал враждебного отношения к профсоюзам, рассматривая их как монополистов на рынке рабочей силы. Различия взглядов этих двух авторов отражают разницу между двумя крылами основного течения экономической теории – консервативно-либеральным и либерально-реформистским. Олицетворением первого стали позднее неоавстрийская (Ф. Хайек) и Чикагская (Ф. Найт, М. Фридмен и др.) школы, второго - кейнсианское и близкие к нему направления (Стокгольмская школа, экономический дирижизм, обновленный институционализм). Любопытно, что во главе кейнсианства встали коллеги Э. Чемберлена по Гарвардскому университету - О. Хансен, П. Сэмюэлсон.Дж. Робинсон и П. Сраффа после выхода книги Дж.М. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”(1936) возглавили левое кейнсианство.
Теории денег, монополистической и несовершенной конкуренции показывают, что неоклассическая микроэкономика в своем развитии и распространении наталкивалась на проблемы, которые требовали внесения в нее существенных корректив. Одновременно за пределами неоклассики продолжали развиваться и возникать влиятельные альтернативные течения экономической мысли. Важнейшие среди них: американский институционализм, марксизм в двух его главных формах (западноевропейской социал-демократии и ленинизма), а также вбиравшие в себя достижения разных школ теории экономической конъюнктуры.