Разновидности несовершенной конкуренции. Специфика монополистической конкуренции

Разновидности несовершенной конкуренции. Несо­вершенная конкуренция может возникнуть как на полю­се продавца, так и на полюсе покупателя. При этом боль­ше внимания обычно уделяется анализу полюса продавца, где формируется объем рыночного предложения.

В качестве основных разновидностей несовершенной конкуренции выделяются:

1) чистая (абсолютная) монополия;

2) олигополия;

3) монополистическая конкуренция. Чистая монополия — это такая ситуация на рынке продукта, когда поставщиком продукта выступает лишь один хозяйствующий субъект. В условиях чистой монополии вся отрасль предстает в виде одного предприятия. Можно говорить о наличии абсолютной экономической власти поставщика над рынком продукта. Среди Факторов, способствующих образованию чистой монополии, в первую очередь следует выделить естественные условия. Ограниченность (уникальность) природных ресурсов (например, единственное месторождение угля) приводит к образованию естественной монополии. Необходимость соблюдения особых технических условий, когда транспорт, телефонная связь, системы энерго-, водо-, га­зоснабжения и т. д. могут функционировать лишь как еди­ное общенациональное предприятие, ведет к возникновению технической монополии. В процессе централизации управления, например, госу­дарственными предприятиями возникают организационные монополии в виде отраслевых министерств, концернов, ассоци­аций, корпораций и т. д. Экономическая монополия складывается на основе кон­центрации и централизации производства. Концентрация производства ведет к тому, что в отрасли исчезают мелкие и средние предприятия и начинают доми­нировать крупные хозяйствующие субъекты. Централизация производства выступает результатом со­глашения, достигнутого между хозяйствующими субъектами отрасли. В качестве основных форм таких соглашений вы­ступают картель, синдикат, трест и концерн. В современных условиях используются ФПГ, холдинги и т. д. Последствия чистой монополии. В деятельности чистой монополии выделяются как отрицательные, так и положитель­ные моменты.

Отрицательные стороны хорошо известны, они типичны для монополистического поведения (см. выше). Что касается положительных моментов, то они связаны с концентрацией производства и наиболее полным использованием положи­тельного эффекта масштаба производства. «Национальный чемпион» имеет возможность лучше организовать подготов­ку высококвалифицированной рабочей силы, более прочно закрепить свои позиции на внешних рынках. Появление новейших технологий подрывает позиции технических монополий (например, внедрение сотовой связи подорвало позиции теле­фонных монополистов). Проводя антимонопольное регулирование, государ­ство ставит под запрет соглашения картельного типа. Олигополия. В данном случае речь идет о такой ситуа­ции, когда рынок продавца представлен не одним, а несколь­кими крупными предприятиями («олиго» означает «немно­гие; «полети» - торгуют). Олигополия есть такая ситуация на рынке продукта, когда складывается экономическая власть нескольких круп­ных хозяйствующих субъектов. В экономической теории принято считать, что олигополия предпо­лагает наличие на рынке продукта от 2 до 24 поставщиков. Но для «плот­ной олигополии» характерно наличие от 2 до 8 продавцов. Здесь суще­ствует опасность заключения монополистического соглашения картельного типа (экономическая монополия). Далее следует «разрежен­ная олигополия», для которой характерно наличие от 9 до 24 хозяйству­ющих субъектов. Следует признать, что в современных условиях именно олигополия, а не чистая монополия, является преобладающей формой несовершенной конкуренции. Но тип экономическо­го поведения остается все тем же - монополистическим. Для олигополии объектами повышенного внимания выступают цена и качество товара, объем продаж и ее доля на рынке продукта, вероятность появления новых конкурентов и изме­нения действующего законодательства, стратегия стимулиро­вания сбыта. В функционировании олигополии принято выделять по­ложительные и отрицательные стороны. Современная оли­гополия обычно располагает многими преимуществами круп­ного производства, активно выходит на внешний рынок, в состоянии в сжатые сроки внедрить в производство сложный технический проект. Монополистическая конкуренция. Итак, мы установили, монополия - это, как правило, крупное предприятие (един­ственное в отрасли) или несколько крупных предприятий, которые доминируют в отрасли и «плохо себя ведут». Монополия производителя, основанная на дифференциа­ции продукта, есть монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция как рыночная структура:

Дифференциация продукта Сегментация рынка Нейтрализация товаров-заменителей Свобода входа и выхода
       
Монополистическая конкуренция

Отсутствие стратегического поведения Монополизация особого фактора производства Контроль над ценой и объемом продаж Наличие широкого круга товаров-заменителей

Наши рекомендации