Рынок монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

- отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;

- рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

- отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

- каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

- разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

- различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);

- различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

- мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

- дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

- улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

- реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании [4, с. 176].

Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особенно учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции мы, как обычно, прибегнем к графику. На рисунке 4 представлена ситуация, складывающаяся в коротком периоде.

В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции - спрос не абсолютно эластичен. Другими словами, кривая не идет параллельно оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон. Причину этого мы только что выяснили. Она состоит в дифференциации продукта.

Рынок монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 4 Выбор оптимального объема производства в коротком периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором SМС = SMR.

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (рис. 4,а) или минимизирует убытки (рис. 4,б).

Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в коротком периоде наиболее заметны "родовые" черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции (Разумеется, отличия тоже есть, в частности отличия количественные. Так, при монополистической конкуренции кривая спроса не идет столь круто вниз, как при монополии. Причины этого тоже понятны. При монополистической конкуренции велика возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель, поэтому эластичность спроса здесь при прочих равных условиях выше, чем при монополии) [3, с. 138].

Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в длительном периоде (рисунок 5). Для простоты изложения примем, что кривая затрат не меняется. Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня LAC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей.

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в длительном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы.

Рынок монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 5. Равновесие в длительном периоде

В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D3 на рисунке 5).

К такому же финалу приведет развитие событий и тогда, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LAC. Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в длительном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних затрат. И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

Такое условие выполняется для совершенной, но не для монополистической конкуренции (вспомним: спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным). Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума затрат под углом (D2 на рис. 5), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке. На рисунке 5 не случайно изображено проходящую через минимум средних затрат линию спроса D2 как промежуточное, неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D1 к стабильному положению D3.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия.

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (напомним, что последняя равна минимуму средних затрат). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар "лишние" деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних затрат, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, так что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль,

Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции [6, с. 198].

Тест

1. Для максимизации совокупной полезности потребитель должен так распределить свой доход, чтобы:

а) предельная полезность каждого потребленного товара была одинаковой;

б) общая полезность каждого товара в расчете на единицу товара была одинаковой;

в) общая полезность каждого товара в расчете на рубль затрат была одинаковой;

г) приобрести максимальное количество единиц товара;

д) предельная полезность каждого товара в расчете на рубль затрат была одинаковой.

2. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:

а) картель регулирует производство однородной продукции;

б) члены картеля имеют одинаковый уровень издержек;

в) фирмы не в состоянии определить нарушителя;

г) спрос на продукцию картеля характеризуется низкой эластичностью;

д) на территории базирования картеля действует эффективное антимонопольное законодательство.

3. Стоимость – это:

а) затраты мускульной и нервной энергии на производство товара;

б) свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях;

в) воплощенный в товаре общественный труд;

г) затраты на производство продукции, которые несет непосредственно производитель.

4. Что является постоянным дефицитом в командной экономике:

а) деньги;

б) ресурсы;

в) товары и услуги;

г) интеллектуальные товары.

5. «Приключение Шерлока Холмса» А. Конан Дойля и «Богатство народов» А. Смита имеют коэффициент перекрестной эластичности:

а) близкий к 1;

б) с отрицательным знаком;

в) стремящийся к бесконечности;

г) близкий к 0.

6. Понятие «альтернативные издержки» означает следующее:

а) оценочная выгода наилучшего альтернативного использования ресурсов;

б) стоимость приобретения ресурса-заменителя;

в) издержки, возникающие при нерыночном использовании ресурсов;

г) издержки фирмы-конкурента.

7. Графическим изображением двухфакторной производственной функции в общем случае является:

а) кривая средней производительности факторов;

б) кривая предельной производительности факторов;

в) кривая постоянного продукта;

г) изокванта 0.

8. Совокупные издержки – это:

а) бухгалтерские издержки;

б) экономические издержки;

в) постоянные издержки;

г) постоянные и переменные издержки.

9. Какое из следующих понятий представляет производительный экономический ресурс:

а) денежный капитал;

б) средства производства;

в) процент;

г) прибыль.

10. Отличие земли как фактора производства от других факторов производства

а) ограниченность предложения;

б) свободно воспроизводится;

в) количество является величиной данной, фиксированной, не подлежащей увеличению;

г) является продуктом человеческого труда.

Задача

1. Робинзон и Пятница могут собирать кокосовые орехи и ловить рыбу. Робинзон может за один час поймать 5 рыб или собрать 15 кокосовых орехов. Пятница за то же время может поймать 15 рыб или собрать 5 орехов. Построить кривую производственных возможностей этой «бригады», если вместе они работать не могут так, чтобы выросла производительность труда кого-либо из них.

Решение:

Варианты Рыбы Орехи
5 Робинзон + 15 Пятница
15 Робинзон + 5 Пятница
5 Робинзон 5 Пятница
15 Пятница 15 Робинзон

Рынок монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

2. Спрос и предложение на обеды в школьной столовой описываются уравнениями:

Qd=2400-100P

Qs=1000+250P,

где Q – количество обедов в день, Р- цена обеда в рублях. Заботясь о студентах, администрация установила цену 3 руб. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Решение:

2400-100Р=1000+250Р

1400=350Р

Р=4 – равновесная цена:

При снижении цены на 1 рубль спрос вырастет до 2400-100*3=2100 обедов

3. Предприниматель решил открыть предприятие по изготовлению мебели. Для этого он заплатил за аренду помещения 100 руб. Ему предлагают изготавливать мебель из бука, березы и дуба. При этом на производство одной единицы продукции из дуба уходит 20 руб., из березы – 30 руб., а из бука – 50 руб. Он остановил свой выбор на мебели из бука. Определите, чему равны предельные затраты на производство второй единицы продукции, если все прочие затраты равны нулю (кроме затрат на аренду).

Решение:

Предельные затраты (МС) - отношение изменения общих издержек к изменению объема продукции.

Общие затраты = 100 (аренда) + 50 (себ-ть 1 изд. из бука) * 2(изд.) = 200 руб.

Объем продукции – 2 штуки

Предельные затраты = 200/2=100 руб.

4. Предприятие выпускает пластиковые пакеты, используя труд четырех работников, средний продукт труда которых равен 25 единиц в день. Заработная плата каждого работника составляет 500 руб. в день. Постоянные издержки равны 800 руб. Найдите средние переменные издержки и совокупные издержки.

Решение:

Переменные издержки = 500 руб.

Средние переменные издержки = 500/25=20 руб. за 1 пакет

Совокупные издержки = 500+800=1300 руб.

Средние совокупные издержки = 1300/25=52 руб. за 1 пакет.

5. Фирма, выпускающая микроволновые печи, действует в условиях совершенной конкуренции. Функция общих издержек производства имеет вид: ТС = 100 + Q2.. Если цена печи равна 60, сколько нужно произвести печей для максимизации прибыли? Какова прибыль?

Решение:

Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, является оптимальным (обеспечивающим максимальную прибыль), т.е. MC=MR

При совершенной конкуренции MR=P=60

Предельные издержки = (100 + Q2)/Q

(100 + Q2)/Q = 60

100 + Q2 = 60Q

Q2 -60Q+100=0

D=b2-4ac=3600-400=3200

Q = (60+56)/2=58 шт. печей для максимизации прибыли

Максимальная прибыль = 58*60-(100+58*58)= 16 руб.

6. Заполнить пропуски в следующей таблице.

Количество труда L Общий продукт ТР Средний продукт АР Предельный продукт МР
-
 

Решение:

Количество труда L Общий продукт ТР Средний продукт АР Предельный продукт МР
5*15=75 -
87/6=14,5 87-75=12
87+8=95 95/7=13,6
99/8=12,4 99-95=4

3.7. В результате инвестиций в размере 10 тыс. руб. в начале года ожидается отдача в размере 1500 руб. ежегодно (в конце года). Выгодны ли такие инвестиции, если ставка банковского процента равна 10%?

Решение:

Показатель Годы
1. Инвестиции            
2. Прибыль  
3. Денежный поток -10000
4. Коэффициент дисконтирования (1+0,1)t 1,000 1,100 1,210 1,331 1,464 1,611 1,772
5. Дисконтированный денежный поток (1*4) -10000
6. Дисконтированный денежный поток нарастающим итогом -10000 -8350 -6535 -4539 -2342

Проект будет выгоден только после 5 лет существования проекта.

Список использованной литературы

1. Булатов А.С. Экономика/Учебник. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория/Учебник. – М.: Экономистъ, 2007.– 861с.

3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории.– М.: «ВЛАДОС», 2011. – 384 с.: ил.

4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 2010. – 224 с.

5. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 2010. –2004 с.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2009.- 940

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации