Модели поведения фирмы на конкурентных рынках
Построение модели
Пусть , , - вектор объемов затрачиваемых фирмой ресурсов (факторов производства),
, , - вектор рыночных цен на соответствующие ресурсы,
- производственная функция фирмы, которая выражает общий объем q продукции выпускаемой фирмой, используя ресурсов,
- рыночная цена единицы выпуска фирмы.
Рассмотрим такие понятия как доход, издержки, прибыль фирмы.
Доходом (выручкой) R фирмы в определенном временном периоде (например, в определенном году) называется произведение общего объема q выпускаемой фирмой продукции на рыночную цену единицы этой продукции.
Издержками С фирмы называют общие выплаты фирмы в определенном временном периоде за все виды затрат, например,
,
где х1 и х2 – объемы затрачиваемых (используемых) фирмой ресурсов (факторов производства),
р1 и р2 – рыночные цены соответственно на эти ресурсы (факторы производства).
Прибылью П фирмы в определенном временном периоде называется разность между полученным доходом R и ее издержками производства С, т.е.
. (45)
Последнее равенство есть выражение прибыли фирмы в терминах затрачиваемых (используемых) ресурсов.
В теории фирмы принято считать, что если фирма функционирует в условиях чистой (совершенной) конкуренции, на рыночные цены р0, р1 и р2 она влиять не может. Фирма «соглашается» с ценами р0, р1 и р2. Случаи функционирования фирмы в условиях чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии специально рассматриваются в рамках курса по микроэкономике.
Неоклассическая теория фирмы построена на предположении, что цель фирмы заключается в максимизации прибыли путем выбора комбинации количеств затрат при заданных производственной функцией , рыночной цене единицы выпуска р0 и ценах затрат .
Формально задача максимизации прибыли в определенном периоде имеет вид: .
Такая постановка задачи максимизации зависит от того, какой конкретно временной промежуток (долговременный или краткосрочный) предшествует периоду, в котором фирма максимизирует свою прибыль.
Итак, с точки зрения временного промежутка можно различать задачи двух типов:
- задача текущего производства (краткосрочная задача);
- задача перспективного развития (долгосрочная задача).
Краткосрочная задача. Эта задача планируется с учетом наличных запасов ресурсов на данный период, которые формально могут быть записаны, вообще говоря, в виде нелинейного неравенства
(ограничений вида может быть несколько); с постоянными рыночными ценами на эти ресурсы. Исходя из этих условий, модель задачи строится на условную оптимизацию:
при условии, что
, , .
Решая долгосрочную задачу, фирма может выбрать любой вектор затрат, поэтому оптимальная стратегия фирмы сводится к решению задачи:
(46)
Оптимальный вектор затрат решения задачи (46) будет, естественно, зависеть от заданных цен на продукцию и цен на ресурсы, то есть является функцией р0 и :
, (47)
где компоненты вектора есть
Функция (46) носит название функции спроса на затраты.
Подставим функцию спроса на затраты в производственную функцию. Получим выпуск как функцию аргументов р0 и
.
Тем самым получаем объем продукции фирмы, который отвечает ее рациональной стратегии и носит название функции предложения фирмы.