Особенности поведения фирмы на рынках совершенной конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции

При любой рыночной структуре существует закон: максимизация прибыли достигается при достижении предельными затратами предельного дохода. Например: магазин может закрываться довольно рано, например в 6 часов вечера, по той причине, что несмотря на то, что покупатели все равно будут приходить после 6 часов объем продаж уменьшится, и доход от функционирования каждого часа после 6 будет меньше чем издержки от дополнительного функционирования каждого часа.

Характер кривой затрат при конкурентной фирмы и монополии может носить одинаковый характер различия заключаются в кривой предельного дохода. При совершенной конкуренции цена не зависит от количества и поэтому средний доход равен цене. Продавая каждую единицу по фиксированной цене мы получаем дополнительно одну и ту же сумму, следовательно предельный доход равен цене по которой продаем.

В случае с монополией предельный доход не совпадает с ценой (средним доходом) так как последняя уменьшается вместе с ростом количества (данную закономерность см. гл. основы экономического анализа и экономической математики).

Рис 16. Максимизация прибыли в условиях монополии.

Особенности поведения фирмы на рынках совершенной конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции - student2.ru

Как видно из рис.а, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR=MC. Цена Репри этом определяется соответствующей точкой Е1на кривой спроса D. Если цена Репревосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС(рис.б), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске объема товаров qеравны цене (кривая АТС1на рис. б), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль.

Когда же суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС2на рис. б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).

Рассмотрим решение задачи: оптимизация прибыли в условиях монополии.

Задание.

Имеются следующие показатели характеризующие ситуацию на монопольном рынке.

Q
МС
Р
МR -1 -3

Найдите объем выпуска при котором фирма монополист получит максимальную прибыль и саму прибыль. Постройте график.

Решение.

Вначале определим общий доход, предельный доход и цену товара исходя их функции спроса.

Как видим МС=МR при количестве 4. Это означает, что при данном количестве фирма получит максимальную прибыль. Кривые МС и МR нужны как раз для определения этого количества продукции. После этого нам необходимо определить сам размер максимальной прибыли. Для этого нам требуются кривые АТС и Р(средний доход).

АТС(4)=4,25=((8+4+2+3)/4). Р(4)=6 Т.о. максимальная прибыль равна 7=(6-4,25)*4 .

Антимонопольная политика.

Антимонопольная политика – это политика направленная на предотвращение возникновения монополистических образований и защите конкуренции.

Государство использует следующие виды антимонопольной политики: организационный механизм и анти­монопольное законодательство.

Организационный механизм имеет своей целью анти­монопольную профилактику путем последовательной либера­лизации рынков. Не затрагивая монополию как форму произ­водства, способы и методы такой политики государства наце­лены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот — поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с то­варами монополий, и т. д.

Антимоно­польное законодательство имеет целью — регулирование струк­туры отрасли через запрещение предполагаемых слияний круп­ных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению кон­куренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния ком­паний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе. Антимонопольное законодательство направлено не только на предотвращение крупных слияний, сам по себе этот факт не содержит негатива. Нарушением рыночных механизмов является не наличие монополии, а монополизация рынков, т.е. извлечение выгоды из своего доминирующего положения на рынке. Целью является, прежде всего, защита от недобросовестной конкуренции. Например, бюджетные учреждения обязаны закупать крупные партии товаров на основе конкурса. В противном случае может иметь место предвзятое отношение при закупке товаров со стороны бюджетного учреждения, что само по себе является фактом нарушения конкуренции. Антимонопольное законодательство состоит не только из специального закона, но и других нормативных актов. На основе антимонопольного законодательства применяется административный контроль. Административный контроль монополизированных рын­ков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санк­ции, применяемые в случае нарушения антимонопольного за­конодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкурен­ции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

В России в данный момент действует закон “О защите конкуренции” принятый 26 июля 2006 г. Ключевым моментом является определение доминирующего положения на рынке:

“Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 случаев.

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.”

Запрещаются следующие действия нарушающие конкуренцию:

“Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

1. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

2. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

3. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.

4. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.”

В случае нарушения законодательства предусмотрены следующие меры:

“Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.”

Задание. Как вы охарактеризуйте данные положения? Почему на ваш взгляд законодатели избрали такой подход к трактовке конкуренции?

Наши рекомендации