Модели поведения фирмы в условиях совершенствованной и несовершенной конкуренции. Модели общего экономического равновесия. Модель Эрроу-Гурвица

Конкуренция – это соперничество между агентами рыночной экономики на лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Совершенно конкурентный рынок или рынок свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время. Основной чертой рынки совершенной конкуренции является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. При дпн6ной цене одинаковой (стандартизированной) продукции потребителю безразлично у какого продавца покупает продукт. На рынке совершенной продукции отдельные фирмы, которых много, не имеют контроля над ценой продукции.

В условиях совершенной конкуренции производители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками и по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы.

Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, Но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю.

Валовой доход R представляет собой выручку от продажи всего объема производственной продукции R = PQ. Средний доход определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции Rср = R/Q. Предельный доход RQ - изменение валового дохода фирмы, вызванное изменением ее продаж на единицу товара RQ = R¢. Валовые издержки C представляют сумму постоянных издержек C0и переменных издержек CQ: C = C0 + CQ.

Когда C > R, предприниматель прекращает производство. Если же P > Cср, то фирма остается в отрасли. Дополнительная единица товара должна приносить дополнительную прибыль, тогда предельный доход RQ будет больше предельных издержек CQ, это означает, что прибыльность производства этой единицы продукта. Но вследствие действия закона убывающей отдачи, дополнительные издержки, увеличиваясь, приведут к равенству с предельным доходом. И при увеличении объема фирмы не получит дополнительной прибыли.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить такой объем продукции, при котором RQ = CQ, т.е. RQ = CQ = P - условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции. Условие же R > C является лишь условием прибыльности.

Если Q < Qmax, то P > CQ, следовательно, необходимо продолжить производство. Если же Q > Qmax, то P < CQ, и такой объем производства не выгоден. Максимальное производство Qmax определяется из условия CQ = P.

Cср2 демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремится минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше Cср. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы. Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы, и приходится осуществить постоянные издержки из дополнительного дохода. Cср1 ситуация нулевого дохода (П = R – C = 0), когда существует безубыточное производство.

Монополия представляет собой такую модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного типа является один продавец. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей.

Если совершенно конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем продукции, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно. Монополист существует потому, что вход на рынок другим фирмам заблокирован.

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки.

Сравним излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).

Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Pm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентная цена PC и количество продукции QC должны находится на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещается с равновесных цен PC и количества QC к монопольной цене Pm и количеству продукции Qm.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником A. Те покупатели, которые не могут купить товар по цене Pm, но купили бы его по цене PC, также теряют излишек в размере площади треугольника B. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет A + B. Производитель, однако прибыль, обозначенную прямоугольником A, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником C, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qm – QC) по цене PC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит A – C. Вычитая потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные B + C. Это полные чистые убытки от монопольной власти.

Наши рекомендации