Общее равновесие на конкурентных рынках факторов производства и эффективность

Легко показать, что конкуренция продавцов на рынках факторов производства может привести к эффективному использованию ресурсов. Фирмы, максимизирующие прибыль, используют услуги факторов производства в таких комбинациях, которые минимизируют издержки производства при любом данном объеме выпуска. Следовательно, производители продовольствия реагируют на цены труда и капитала, установившиеся на конкурентных рынках факторов производства, корректируя использование этих ресурсов до тех пор, пока не будет выполнено следующее условие:

MRTSLKF=PL/PK . (43)

Аналогично, производители одежды, которые максимизируют прибыль, также обеспечи­вают такое использование ресурсов, при котором предельная норма замещения капитала трудом не станет равной отношению цены труда к цене капитала:

MRTSLKC=PL/PK. (44)

На конкурентном рынке цена на стандартизированные услуги факторов производства одинакова для всех пользователей. Значит, отношение цены труда к цене услуг капитала должно быть одинаково для всех производителей продовольствия и одежды. Следователь­но,

MRTSLKF = MRTSLKC, (45)

что является условием эффективного использования ресурсов.

Конкурентный рынок факторов производства, на котором цены ресурсов одинаковы для всех пользователей, гарантирует, что ресурсы будут использованы эффективно. Но какое сочетание рассматриваемых видов продукции будет выпущено? Это зависит от цены труда и цены капитала. Цены на них зависят от спроса на продовольствие и одежду. Каждая точка касания изоквант, принадлежащих двум семействам на диаграмме Эджворта, .соот­ветствует тому или иному общему значению двух предельных норм замещения. Чтобы попасть в каждую из этих точек, нужно обеспечить определенное отношение цены услуг труда к цене услуг капитала. Производители отвечают на это изготовлением такого соче­тания видов продукции, которое соответствует использованию факторов производства в пропорции, обусловленной этими предельными нормами замещения.

Например, вернемся к рис. 36 и рис. 37. Для производства продукции в комбина­ции, представленной точкой E1 (1 100 фунтов продовольствия и 400 комплектов одежды в день), необходимо, чтобы отношение цены труда к цене капитала (РLK) было равно наклону линии ВС, умноженному на (-1), как показано на рис. 36. Если бы вместо этого мы захотели выпустить продукцию в комбинации E3 (200 фунтов продовольствия и 800 комплектов одежды), отношение цены труда к цене капитала должно было бы равняться наклону линии GН, умноженному на (-1). Линия GН круче, чем ВС. Это означает, что цена труда должна была бы возрасти относительно цены капитала, чтобы побудить произ­водителей уменьшить выпуск продовольствия и увеличить выпуск одежды. Такое повыше­ние относительной цены труда вызвало бы сдвиг экономической системы из точки E1 на кривой производственных возможностей к точке E3. Следующий шаг в предпринимаемом анализе заключался бы в изучении взаимоотношения между спросом на выпускаемую продукцию и ценами на факторы производства.

8. Теория внешних эффектов

Внешние эффекты

Внешние эффекты - это издержки или выгоды полезности от рыночных операций, и отраженные в ценах. Эти издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления благ, являются "внешними" по отношению к рыночным ценам. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздейст­вия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках.

Отрицательный внешний эффект - стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом как производ­ства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, химическая компа­ния, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект производства. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость использования реки для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства продукции данной фирмы. Следовательно, предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции.

Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгод или полезности, связан­ной с использованием реки в рекреационных и коммерческих целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, меньше ее полезность для купания, катания на лодке и для других альтернативных целей. Если бы удалось организовать переговоры о возмещении ущерба продавцами химической продук­ции и теми, кому наносится ущерб, например, рыбаками или отдыхающими, то цены на химическую продукцию возросли бы.

Когда вы потребляете бензин при езде на машине, вы берете на себя ответственность за отрицательный внешний эффект, поскольку вы способствуете загрязнению воздуха и не платите за это. Аналогично соседи, которые беспокоят вас своим шумом, могут быть ответственны за создание отрицательных внешних эффектов, если они не платят за причиняемой вам дискомфорт. I

Положительный внешний эффект - это полезность, не отраженная в ценах. Напри­мер, если вы доставляете удовольствие соседям, поддерживая свой сад и лужайку в привле­кательном виде, вы создаете положительный внешний эффект, если соседи не платят за получаемое удовлетворение. Возможно, третьи лица не отказались бы взять на себя часть ваших расходов на садоводство. Но существование внешнего эффекта позволяет им пол­учать выигрыш от ваших усилий бесплатно. |

Аналогично вывозка мусора приносит выгоду не только продавцам и покупателям этой услуги. Если бы ваш сосед отказался от услуг мусорщика, вы и другие соседи, возможно, изъявили бы желание взять на себя часть издержек по вывозу мусора, поскольку вы выиграли бы от вывоза мусора с участка соседа. Обеспечение пожарной безопасности - еще один вид деятельности, создающий положительные внешние эффекты. Если вы живете в многоквартирном доме или группе стоящих вплотную зданий, вы бесплатно получаете выгоду от усилий ваших соседей по обеспечению пожарной безопасности, хотя возможно, вы не отказались бы содействовать им.

Не следует смешивать внешние эффекты с изменениями цен, которые вызваны изме­нениями в относительной ограниченности товаров и услуг. Резкое увеличение числа же­лающих заниматься горнолыжным спортом вполне может привести к росту цен на лыжи и связанные с ними товары и услуги. Это значит, что цены на крепления, плата за пользование подъемником, стоимость проживания на курортах, вероятно, возрастут. Ясно, что положение людей, занимающихся горнолыжным спортом, ухудшается в результате появ­ления новых горнолыжников. Существует ли в данном случае внешний эффект? Нет! Конечно, новые лыжники не считаются с тем, что, проявляя неожиданный интерес к горным лыжам, они ухудшают положение ранее увлекшихся этим спортом. Рост цен на лыжи и связанные с ними товары и услуги - просто сигнал о том, что спрос на данные блага не удовлетворен. Рост цен в ответ на повышение спроса просто отражает тот факт, что рынок функционирует нормально. Если бы цена не возросла, имел бы место дефицит лыж и связанных с ними товаров и услуг.

Кроме того, внезапное понижение спроса на лыжное снаряжение не привело бы к появлению "внешней" полезности при снижении цен. Это просто указывало бы на тот факт, что относительная ограниченность такого снаряжения понизилась. Все издержки и полез­ность отражены здесь в ценах. Поэтому внешние эффекты отсутствуют.

Наши рекомендации