Тема 1.2 Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект
Краткое изложение материала темы
1) Основным звеном развития экономики является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
2) Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся производителем товаров и услуг, основным рыночным агентом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизма взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношения спроса и предложения. Предприятие в условиях рынка обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.
3) Предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Основными характерными чертами предприятия являются: производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство, воплощенное в наличии единого руководства, плана, учета; экономическое единство, выступающее как общности; материальных, финансовых и технических ресурсов, а также экономических результатов работы.
4) В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране могут создаваться следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
5) Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.
6) В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы.
7) Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых. Преимущества малых предприятий по сравнению с крупными - близость к местным рынкам, приспособленность к запросам потребителей, производство продукции малыми партиями, исключение лишних звеньев управления и др. Малым предприятия свойственны высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация. Малые предприятия создают новые рабочие места, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов. Развитие малого предпринимательства в России в настоящее время отстает от ряда развитых стран. Это свидетельствует о том, что в стране велики резервы роста малого предпринимательства.
8) Важным средством контроля в рыночной системе служит конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей, применять при этом наиболее эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и труда и в итоге понижать цены до уровня, соответствующего издержкам производства.
9) Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций. Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.
10) По виду (или назначению) предпринимательская деятельность подразделяется на производственную, финансовую, торговую, посредническую, консультационную. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п.).
11) Элементами процесса предпринимательства служат: определение и оценка возможностей бизнеса, разработка бизнес - плана, определение потребности в ресурсах, управление предприятием. Основные проблемы начинающих предпринимателей: поиск своей «хозяйственной ниши», определение специализации предприятия, выбор формы предпринимательства, формирование производственной базы и привлечение финансовых средств. Предприниматель должен уметь тщательно подготовить дело, организовать производство, реализовать продукт, оценивать конкретные рыночные ситуации, делать правильный выбор.
12) В процессе получения ресурсов, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или услуг предприятие активно взаимодействует с внутренней и внешней средой. Внутреннюю среду предпринимательского предприятия составляют производственно-технические факторы, социальная, экономическая, информационная и маркетинговая составляющие, фактор деловых отношений и поведения сотрудников. Внешняя среда предпринимательского предприятия включает в себя внешние экономические факторы, внешние политические условия, внешние правовые составляющие, научные и технические факторы, а также коммуникационные внешние условия. Отдельного изучения заслуживает важная часть внешней среды предприятия — деловая среда, включающая потребителей и поставщиков, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.
Термины и понятия
Предприятие (фирма). Рынок. Предпринимательская деятельность. Юридическое лицо. Полное товарищество. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Малое предприятие
Государственное предприятие. Иностранное предприятие. Совместное предприятие. Концерн. Холдинг. Финансово-промышленная группа.
Вопросы для самоконтроля
1) Что является основным звеном развития экономики и почему?
2) В чем состоит цель функционирования предприятия в условиях
3) рыночной экономики?
4) В чем состоит предпринимательская деятельность предприятия?
5) Назовите основные типы предприятий. Какие классификационные признаки являются наиболее важными?
6) Что служит важным средством контроля в рыночной системе? В чем проявляется положительное влияние конкуренции производителей?
7) В чем проявляется взаимодействие предприятия с внешней и внутренней средой?
8) С какими основными проблемами приходится сталкиваться большинству предпринимателей, начинающим свою деятельность?
9) В чем состоят особенности хозяйственного общества как формы предпринимательства, и каковы его основные типы?
10) В чем состоит сущность акционерной формы хозяйствования? В чем различие между открытым и закрытым акционерным обществом?
11) В чем состоят основные особенности индивидуального предпринимательства?
Рекомендуемая литература:
законодательные акты и нормативные документы [1]; [4]; [10];
основная [1]; [2];
дополнительная [18]; [28].