Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Отраслевые особенности предприятий. Организационно-правовые формы хозяйствования предприятия.

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Отраслевые особенности предприятий. Организационно-правовые формы хозяйствования предприятия.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно является юридическим лицом, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

Предприятие производит продукцию. В данном случае продукция рассматривается как результат деятельности предприятия, который может выступать в виде вещественного продукта, работ и услуг.

Отрасль - совокупность производственных объединений и предприятий, для которых характерно единство экономического назначения, изготавливаемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда. Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узкоспециализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают количеством предприятий. Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий по группам являются:

отраслевые различия;

мощность производственного потенциала (размер предприятия).

Одним из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. В зависимости от этого предприятия делятся на:

промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви, по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добычи сырья, производства материалов, выработки электроэнергии и т.д.;

сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;

предприятия строительной индустрии, транспорта.

ОПФ хозяйствующих субъектов:

Товарищества

Полные товарищества

Товарищества на вере

Общества

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с дополнительной ответственностью(упразднили)

Акционерные общества

Публичные акционерные общества

Непубличные акционерные общества

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Прочие

Производственные кооперативы

Показатели эффективности использования основного капитала. Фондоотдача, фондоёмкость, фондорентабельность и фондовооруженность методика их расчета.

Для оценки эффективности использования основного капитала рассчитывается система показателей, включающая общие и частные показатели.

Общие показатели характеризуют уровень использования всей совокупности основных производственных фондов в целом, а частные показатели – отдельных элементов.

Показатель фондоотдачи (Фотд) отражает эффективность использования основных фондов и исчисляется отношением годового объема строительно-монтажных работ к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Фондоотдача показывает объем работ, приходящейся на 1 руб. стоимости основных фондов

Показатель фондоемкости (Фем) - показатель обратный фондоотдаче. Он показывает какая часть стоимости основных производственных фондов приходится на 1 руб. выполненного объема работ.

Показатель фондовооруженности труда (Кфв) отражает уровень оснащенности строительных организаций основными производственными фондами и показывает размер стоимости основных фондов, приходящийся на одного рабочего.

Рентабельность основных фондов (Роф) определяется как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Кадры (трудовые ресурсы) организации, их состав и структура. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Планирование кадров и их подбор.

Трудовые ресурсы – это широкое понятие. Это население трудоспособного возраста, не занятое в производстве или непроизводственной сфере. Лица трудоспособного возраста, привлеченные в производство, называются производственными кадрами. От состава кадров, их структуры, квалификации, отношения к труду зависят качество продукции, затраты на ее производство и, в конечном итоге, эффективность производства. Все работающие на производстве делятся на 2 группы: 1) промышленно-производственный персонал (это люди, непосредственно занятые в производстве); 2) непромышленный персонал. В эту группу входят работники, обслуживающие непромышленные хозяйства и организации предприятия (ЖКО, детские учреждения, ПТУ, клубы, медсанчасти, подсобные хозяйства и т. п.). В зависимости от выполняемых функций ППП делится на следующие категории: - рабочие; - руководители и специалисты; - служащие; - МОП; - охрана, ученики.

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

общей численностью трудоспособного населения;

количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Исходными данными при планировании численности кадрового состава служат производственная программа, штатное расписание, план проведения организационно-технических мероприятий, движение кадров, текучесть, бюджет рабочего времени.

Предприятия должны стремиться к установлению оптимальной численности работающих, чтобы обеспечить минимальные затраты живого труда.

Планирование кадров тесно взаимосвязано с их отбором.

Отбор персонала осуществляется из двух источников: внешнего и внутреннего.

Использование внешнего источника предполагает комплектование кадров извне. При этом используются различные средства массовой информации, региональные службы занятости, обращения в учебные заведения.

Одной из форм временного привлечения извне является лизинг персонала. В этом случае заключается договор о предоставлении наемных работников, в основе которого лежит как бы заем работников на определенное время. Работник заключает трудовой договор (контракт) с фирмой, которая направляет его в другую фирму в командировку на определенный срок для того, чтобы обеспечить временную потребность этой фирмы в кадрах.

Большинство предприятий стремится использовать свои внутренние возможности при удовлетворении потребности в кадрах. К ним можно отнести перевод работающих сотрудников на другое место работы, перемещение по служебной лестнице, подготовку рабочих через систему производственно-бригадного обучения. Преимуществом использования внутреннего источника является его экономичность. Передвижение своих работников внутри предприятия всегда дешевле, чем набор новых кадров со стороны. Кроме того, это улучшает моральный климат, усиливает привязанность к предприятию. К недостаткам использования внутреннего источника можно отнести производственную замкнутость, т.е. отсутствие притока людей со свежими взглядами, более узкие возможности выбора.

В рыночной терминологии часто используется термин “вербовка” как особая форма работы с молодыми специалистами. Вербовщики (работники кадровых служб) достаточно много работают со студентами средних и высших учебных заведений с целью привлечения их на свое предприятие (в организацию).

Отбор кадров осуществляется исходя из требований к кандидатам на вакантную должность. Требования непосредственно вытекают из характера работы, которую кандидату придется впоследствии выполнять. Профессиональный подход к определению требований предполагает разработку должностной инструкции – документа, содержатся основные обязанности, полномочия и ответственность работника, отношения подчиненности внутри предприятия и связи за его пределами, а также стандарты исполнения работы. При определении требований к будущему кандидату важно учитывать ряд обстоятельств, поскольку именно они будут критериями оценки кандидатов. Эти требования должны:

– иметь непосредственное отношение к работе;

– быть четко сформулированными;

– быть легко измеримыми.

Издержки производства и реализации продукции. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.

Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.

Для целей учета затраты классифицируются по различным признакам:

1. В зависимости от участия в производственном процессе:

– производственные (все виды затрат, связанные с процессом изготовления продукции);

- внепроизводственные (включают затраты на реализацию продукции – тару, упаковку, доставку продукции и т.п.).

2. По методам планирования, учёта и распределения затраты классифицируются:

- по экономическим элементам (сметный разрез затрат);

- по месту их осуществления (группировка по статьям калькуляции).

3. По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на :

- основные (относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда);

- накладные (расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию готовой продукции).

4. По методу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяют:

- прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции.

- косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные расходы).

5. По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на

- переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации;

- постоянные затраты это затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации.

К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства.

К постоянным издержкам относятся отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия. С увеличением объема производства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются за счет снижения постоянных расходов.

6. По способам учета и группировки:

- простые состоят из одного экономического элемента (заработная плата, сырьё, материалы, амортизация и т.д.);

- комплексные включают несколько элементов затрат и могут быть разложены на простые составляющие (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.д.).

Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего, зависит от отраслевой специфики. В самой группе пищевой промышленности, как видно из таблицы, в разных конкретных отраслях структура себестоимости продукции различная. В мукомольно-крупяной промышленности, например, удельный вес сырья и основных материалов достигает 94,4%, в то время как рыбной - 26,3. Рыбная промышленность как добывающая отрасль имеет специфичный характер структуры себестоимости продукции.

Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так в отраслях пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, .сокращать и остальные затраты.

Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.

Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно.

Главный источник происхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой - получение прибыли.

Существует три основных источника получения прибыли:

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Первый вид прибыли - это валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. Прибыль от продаж определяется с учетом коммерческих расходов (расходов по сбыту) и управленческих расходов (общепроизводственных и общехозяйственных расходов), если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Балансовая прибыль, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и используется на следующие цели:

развитие производства:

выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;

отчисления в фонд потребления;

уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

Факторы, влияющие на её получение (увеличение), делят на две основные группы:

Внутренние факторы - факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Внешние факторы - эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Прибыль выполняет определенные функции:

стимулирующая, как фактор развития производства,

воспроизводственная, как показатель разницы между доходами и затратами,

контрольная, как критерий оценки эффективности деятельности экономического объекта.

От прибыли зависит динамика развития бизнеса, и именно эта категория отражает финансовую результативность хозяйственной деятельности фирмы, компании, предприятия.

Часть прибыли идет на развитие компании, то есть повышение заработной платы и стимулирование работников, улучшение условий трудовой деятельности, закуп нового оборудования, развитие социальной инфраструктуры и т.д.

Другая часть способствует повышению благосостояния владельцев предприятия или компании.

Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заемные финансовые источники.

Финансы организации (или корпоративные финансы) - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее). Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

Функции:

Учетная - с помощью финансового механизма осуществляется учет всех произведенных стоимостей товаров, работ, услуг.

Распределительная - в результате реализации товаров, работ, услуг вновь созданная стоимость распределяется и перераспределяется между производителем, посредником, государственным бюджетом.

Стимулирующая - через финансовые рычаги предприятие может стимулировать развитие приоритетных направлений деятельности.

Контрольная - предприятие проводит внутренний и внешний контроль за сохранностью собственности, эффективным использованием ресурсов, рациональным расходованием средств.

Для организаций и предприятий существуют такие принципы организации финансов:

Принцип хозяйственной самостоятельности

Принцип самофинансирования

Принцип материальной заинтересованности

Принцип обеспечения финансовыми резервами

Принцип финансового планирования и коммерческого расчета

Принцип материальной ответственности

Принцип экономической эффективности

Принцип финансового контроля

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные (кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Источниками кредитных ресурсов выступают временно свободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства. Купля и продажа этих ресурсов сосредоточена на финансовом рынке. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Его основная функция — обеспечение хозяйствующих субъектов дополнительными денежными средствами под определенный процент.

21. Планирование деятельности предприятия. Составные элементы, методы, принципы и виды планирования. Нормативная база планирования. Текущее, оперативное и стратегическое планирование.

Эффективное управление финансами организаций возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлена, с одной стороны, на предотвращение ошибочных действий в сфере финансов, с другой - на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей. Наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов.

Характер и содержание финансового планирования определяют его принципы:

научности в планировании финансов — реализуется через использование научно обоснованных методов в финансовом планировании;

оптимальности в планировании финансов — означает выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных планируемых вариантов;

целевой направленности и интегрированности в общую систему планирования (управления) и подчинения миссии и общей стратегии развития организации — означает необходимость четкой формулировки миссии организации, определение ее стратегических целей, а также примат стратегического планирования над текущим и оперативным планированием;

системного характера планирования — состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (планов), которые направлены на достижение стратегической цели предприятия;

финансового соотношения сроков — состоит в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е., к примеру, капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости — реализуется через такое финансовое планирование, которое должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любой момент времени. У предприятия должно быть достаточно

ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств;

принцип сбалансированности рисков — состоит в том, что, к примеру, особо рисковые инвестиции долгосрочного характера целесообразно финансировать за счет собственных средств;

принцип учета потребностей рынка — означает то, что для организации важно учитывать конъюнктуру рынка, его емкость и деятельность конкурентов на нем;

принцип предельной рентабельности — реализуется через выбор тех направлений вложений средств, которые обеспечивают максимальную отдачу (прибыльность) при минимальных рисках;

принцип координации финансовых планов — заключается в том, что финансовые планы различных структурных подразделений и видов взаимосвязаны и взаимозависимы.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

22. Этапы планирования. Выработка общих целей организации и определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей. Классификация планов.

Деятельность связанная с планированием делят на этапы: процесс планирования;

деятельность по осуществлению плановых решений (разработка показателей развития);

контроль.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1. Анализ и оценка внутренней и внешней среды фирмы:

а) определяется главные компоненты среды, которые могут влиять на ее действие;

б) сбор и отслеживание информации по факторам;

в) прогнозы будущего состояния.

Внешняя среда = рабочая среда + общая среда. Рабочая – поставщики, клиенты, посредники. Общая – ДКП государства, ценовая политика государства.

2. Фирма устанавливает ориентиры деятельности: видение, комплекс целей, миссия (цель, для которой фирма существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде);

3.Стратегический анализ – сравнение целей с результатами анализа внешней среды и определение разрыва между ними;

4.Выбор одной их альтернативных стратегий.

5.Подготовка окончат стратегии плана деятельности фирмы.

6.Среднесрочное планирование.

7.Годичные и оперативные планы.

8.Этап контроля.

Классификация планов происходит следующим образом:

1 . По длительности действия: оперативные - продолжительностью до 1 года, текущие - продолжительностью на 1 год, краткосрочные - от 1 до 3 лет, среднесрочные - от 3 до 10 лет, долгосрочные - от 10 до 25 лет.

2. По статусу хозяйствования: внутрифирменные и государственные

3. По уровню установления параметров: вероятностные и детерминированные

4. По признакам временной ориентации:

- инактивные планы - это те планы, которые составляются по инертным планированным действиям.

- реактивные планы - это те планы, которые ориентируются на закрепление тенденций прошедшего

- интерактивные планы - это то планирование, которое вобрало в себя взаимодействие всех результативных идей планирования, представляя собой идеальное построение

- преактивные планы - это планы с повышенным уровнем активности, направленные на усовершенствование действительности

5. По содержанию различных плановых решений: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование и оперативно-календарное планирование.

6. По назначению: индикативные и директивные планы.

7. По конкретной установке: единовременные, функциональные, стабильные

- единовременные планы нацелены на внедрение того или иного проекта, играя дополнительную роль в общей стратегии

- функциональные планы используются для внедрения различных управленческих решений, выполняющих определенную функцию

- стабильные планы направлены на разработку указаний для тех операций, которые регулярно повторяются

8. По отношению к действительности: вероятностные и основные планы

9. По функциям деятельности: рентабельности и прибыли, сбыта и маркетинга, издержек производства, инвестиций и пр.

10. По очередности во времени: внеочередное, скользящее и упорядоченное планирование

11. По стадиям создания планов: окончательные и предварительные планы

12. По типам целей, которые учитываются при планировании: тактические, нормативные, оперативные и стратегические

13. По степени охвата каждого объекта планирования: частичное и общее планирование

14. По предмету планирования: планирование средств, целевое, программное планирование, планирование целей, планирование действий

Планирование средств - это процесс, позволяющий планировать необходимые ресурсы для достижения поставленных задач. Целевое планирование - это целый процесс определения поставленных целей организации или предприятия. Программное планирование принято относить к реализации и разработки конкретных программ. Планирование действий- метод, позволяющий достигать целей, а также реализации программ.

23. Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования. Рекомендации по их разработке. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Краткая характеристика основных разделов.

Бизнес-план - это документ, составляемый предпринимательской фирмой для оценки перспективности концептуальной идеи.

На начальном этапе деятельности руководству предпринимательской фирмы приходится иметь дело со специфическим комплексным проектом - запуском данной фирмы.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия;

инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов.

бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом.

бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

Приведем примерную структуру разделов бизнес-плана.

I. Титульный лист. На титульном листе отражаются название проекта, название организации, которая планирует реализовать проект, ее месторасположение, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом, фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана, дата (месяц и год) составления. Если бизнес-план направляется внешнему инвестору или кредитору, возможно вынесение на титульный лист основных финансовых показателей (потребность в финансировании, срок окупаемости, индекс доходности).

II. Меморандум о конфиденциальности. Меморандум призван защитить авторские права разработчиков на данный бизнес-план и может быть размещен на титульном листе, если он достаточно краткий, или наследующей за титульным листом странице.

III. Резюме. Этот раздел носит общеинформативный, рекламный характер, призван привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают свое первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.

IV. Цель предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов деятельности, продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

V. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе излагаются результаты анализа текущей ситуации и тенденций развития отрасли и делаются выводы об их влиянии на реализацию и результаты проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния организации и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из факторов, обеспечивающих победу в конкурентной борьбе, является знание ситуации на рынке продукции этого класса.

VI. Анализ положения предприятия в отрасли. В данном разделе приводятся комплексный анализ положения предприятия в отрасли, результаты его хозяйственной деятельности, организационные характеристики:

все виды деятельности предприятия, его продукты (услуги), потребители (клиенты);

организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;

финансово-экономические показатели деятельности предприятия (фирмы);

месторасположение предприятия (адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции);

специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели) и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).

VII. Описание продукта труда. Данный раздел должен содержать подробную информацию о потребительских характеристиках продукции (услуги) и преимуществах перед конкурентами. Данный раздел в качестве приложения может быть сопровожден натуральным образцом, фотографией, рисунком, технической документацией или подробным описанием. Если предметом проекта является не один продукт, в бизнес-плане дается описание по каждому из них. Примерная структура раздела:

наименование продукции (услуги);

назначение и область применения;

краткое описание и основные характеристики;

конкурентоспособность продукции (услуги) с выделением параметров, по которым продукт превосходит конкурентов или уступает им;

патентоспособность и авторские права;

наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;

наличие сертификата качества продукции;

безопасность и экологичность;

условия поставки и упаковка;

гарантии и сервис;

эксплуатация;

утилизация после окончания эксплуатации.

VIII. Маркетинг и план сбыта продукции предприятия. В данном разделе необходимо выявить рынок, проанализировать его и разработать стратегию поведения на рынке, т.е. показать, почему, в каком объеме и какие потребители будут покупать продукцию, как можно воздействовать на спрос. Также описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какова его планируемая цена, формируется рекламная политика.

IX. Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, рабочим персоналом. В это

Наши рекомендации