Предприятие как хозяйствующий субъект

Министерство образования и науки РФ

Юридический колледж

Российской секции Международной Полицейской Ассоциации

Учебное пособие по дисциплине

«Экономика организации (предприятия)»

Для специальностей

080501 «Менеджмент (по отраслям)»

Тула 2010

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Составитель: преподаватель кафедры экономики, финансов и прикладных дисциплин Морозов Семен Борисович.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе.

Заведующий кафедрой экономики, финансов и прикладных дисциплин,

_________________ А. В. Богданов

Допущено к использованию в учебном процессе.

Директор ЮК РА МПА,

___________________ В. А. Гусев

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Предприятие как основное звено рыночной экономики

2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

3. Отраслевые особенности организации (предприятия) в условиях рынка

4. Производственная структура организации, типы производства, производственный и технологический процессы

5. Материально-техническая база организации и проблема ее обновления в современных условиях

6. Ресурсы и энергосберегающие технологии

7. Основы логистики организации

8. Планирование деятельности организации

9. Организация труда и зарплаты

10. Издержки производства и реализации продукции по статьям и элементам затрат

11. Цена, ее виды, ценообразование

12. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности производства в рыночных условиях

13. Методы расчета основных показателей работы

14. Финансы организации

15. Внешнеэкономическая деятельность организации

Вопросы к экзамену

Перечень основной литературы

Перечень дополнительной литературы

Для записей

Тема 1. Предприятие – основное звено товарно-рыночного производства.

Учебные вопросы:

Предприятие как хозяйствующий субъект.

Производственная структура предприятия

Организационная структура управления предприятием

Предприятие как хозяйствующий субъект.

Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

Основными характерными чертами предприятия являются:

· производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства;

· организационное единство – наличие единого коллектива, руководства;

· экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности. Он может являться государственной или муниципальной собственностью, принадлежать коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.

Цель деятельности предприятия– удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Классификация предприятий:

1. Отраслевая классификация предприятий (характер потребляемого сырья, назначение и характер продукции…):

· промышленные;

· сельскохозяйственные;

· строительной индустрии, транспорта.

2. Структурная классификация предприятий:

· узкоспециализированные;

· многопрофильные;

· комбинированные.

3. Классификация по размерам предприятия (главный критерий – численность работников):

· малые;

· средние;

· крупные.

Рыночная модель предприятия представляет собой взаимосвязанную блочную структуру. Основными элементами такой структуры являются:

1. предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

2. ресурсы на входе – трудовые, материальные, финансовые;

3. ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства ;

4. социальная среда, с которой взаимодействует предприятие – государство, муниципальные органы, законодательство;

5. природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

6. взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;

7. соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Наши рекомендации