Тема 1.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по специальности

Право и организация социального обеспечения

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной и воспитательной работе

_______________Третьякова И.А.

«_____»____________200 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» составлены с целью реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников при заочной форме обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, оказания помощи студентам-заочникам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Методические рекомендации включают рабочую программу дисциплины, литературу для изучения дисциплины. В каждой теме указывается, что должен знать и уметь студент, основные вопросы темы, вопросы для самоконтроля студента.

Вопросы для самоконтроля направлены на развитие самостоятельного мышления студентов. В отличие от вопросов контрольных работ, они не носят обобщающего характера, а касаются конкретного материала. Методические рекомендации предполагают систематическую работу студента.

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, связанных с основными аспектами деятельности организации (предприятия) как важного хозяйствующего субъекта рыночной экономики.

Основные задачи преподавания данной дисциплины состоят в том, чтобы научить будущего специалиста грамотно вести поиск резервов эффективного использования ресурсов предприятия, снижения издержек производства и реализации товаров, увеличение доходности и рентабельности предпринимательской деятельности. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, должны помочь при принятии управленческих решений.

В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения (далее студент) должен:

иметь представление:

- об особенностях экономических процессов и явлений на уровне предприятия;

- об экономических основах деятельности фирм, предприятий различных форм собственности;

знать:

- основные экономические показатели, характеризующие работу предприятий (организаций) и методику их расчета;

- механизмы ценообразования;

- формы оплаты труда в современных условиях;

- теоретические основы и методику бизнес - планирования;

- состав основных и оборотных средств предприятий (организаций);

уметь:

- рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия (организации);

- использовать в работе экономическую, нормативную документацию и справочный материал.

Изучение учебной дисциплины "Экономика организации (предприятия)" базируется на знаниях дисциплин: экономическая теория, организация и технология отрасли, менеджмент, маркетинг, финансы предприятия, финансы, кредит и денежное обращение, статистика и является, в свою очередь, теоретической базой для изучения специальных дисциплин.

В межсессионный период студенты выполняют одну контрольную работу

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Введение

Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка

Тема 1.1 Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект

Тема 1.2 Производственная и организационная структура организации (предприятия)

Тема 1.3 Инфраструктура организации (предприятия)

Раздел 2. Кадры и оплата труда в организации

Тема 2.1 Кадры организации и производительность труда

Тема 2.2 Формы и системы оплаты труда

Раздел 3. Материально-техническая база организации (предприятия)

Тема 3.1 Капитал и имущество организации (предприятия)

Тема 3.2 Основной капитал и его роль в производстве

Тема 3.3 Оборотный капитал

Раздел 4. Себестоимость, цена прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)

Тема 4.1 Издержки производства и реализации продукции

Тема 4.2 Ценообразование

Тема 4.3 Прибыль и рентабельность

Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)

Тема 5.1Планирование деятельности организации (предприятия)

Тема 5.2 Основные показатели деятельности организации

Раздел 6. Маркетинговая деятельность организации (предприятия)

Тема 6.1Маркетинговая деятельность организации (предприятия)

Раздел 7.Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)

Тема7.1 Организация (предприятие) на внешнем рынке

Контрольная работа

3. СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Методические указания

Приступив к изучению данной дисциплины, студенты должны знать, что тер­мин "экономика организации" означает совокупность всех фондов предприятия, всех его финансовых активов, нематериальных ценностей выраженную в стоимостной оценке.

Экономика организации как наука изучает теоретические основы и практические формы функционирования предприятий различных форм собственности, с различными типами производства.

В условиях рыночной экономики выживает то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определяет требования рынка, организует производство про­дукции и предоставление услуг, пользующихся повышенным спросом, использует высокопроизводительную технику, прогрессивную технологию. Поэтому основная за­дача изучаемой дисциплины состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющих выбрать лучшую альтернативу.

Дисциплина "Экономика организации (предприятия)" тесно связана с такими дисциплинами, как "Основы экономики", "Менеджмент".

Высшим критерием истинной теории является практика. В экономической об­ласти - это практика более эффективного хозяйствования, дающая возможность сде­лать жизнь людей богаче материально и духовно, обеспечить высокие темпы общест­венного прогресса.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие термина "экономика организации".

2. Задачи изучаемой дисциплины.

3. Значение дисциплины "Экономика организации" для подготовки специалистов.

Раздел 1

ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Тема 1.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект

Студент должен:

иметь представление:

- о понятии организации;

- о внешней и внутренней среде организации;

- о видах существующих организаций.

Сферы хозяйствования организации. Понятие отрасли, в которой действует организация.

Понятие и виды предприятий. Роль и значение организаций в рыночной экономике. Двойственность целей организации. Внешняя и внутренняя среда организации.

Методические указания

Изучая данную тему, студенты должны уяснить, что определяя сущность экономики организации следует исходить из установления роли и места организации в решении основной экономической проблемы. Экономика организации занимается решением таких про­блем, как формирование цены, сокращение издержек производства и максимизации прибыли.

Предметом изучения дисциплины является деятельность субъектов рыночных отношений (организаций) с целью максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

Организация выступает основным звеном экономики. Согласно Гражданскому кодексу РФ под организацией понимают самостоятельно хозяйствующий субъ­ект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для произ­вод­ства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения об­щест­венных потребностей и получения прибыли.

Основными признаками классификации организаций являются форма собствен­ности (частные, государственные, муниципальные и др.), отраслевая специализация (промышленные, сельскохозяйственные и др.), тип организации производства (с мас­совым, серийным, единичным производством), мощность производственного потен­циала или размер предприятия(малые, средние, крупные) и т.д.

Под организационно-правовой формой предприятия подразумевают комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между предприятием и другими, внешними по отно­шению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государст­венной власти. Согласно Гражданскому кодексу РФ различают следующие организа­ционно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные обще­ства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные уни­тарные предприятия, некоммерческие предприятия.

Студентам следует знать отличительные характеристики различных организаци­онно-правовых форм предприятий.

В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на договорных началах доб­ровольно объединяться в концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации и дру­гие виды интеграционных структур.

Студенты должны обратить внимание на то, что государственное предприятие учреждается органом государственной власти. Его имущество образуется за счет бюджетных средств или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов. Как унитарное оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество.

Арендное предприятие создаётся на основе договора аренды с собственником имущества и трудовым коллективом, взявшим имущество в аренду.

Малое предприятие – это предприятие, ограниченное в размерах выпускаемой продукции, числе занятых работников и т.д. Развитие малых предприятий в россий­ской экономике наблюдается в посреднической сфере и отраслях, не требующих зна­чительных капитальных вложений –

торговле, общественном питании, сельском хо­зяй­стве, строительстве гражданских объектов и т.п.

Совместные предприятия создаются на территории РФ на основе объединения имущества отечественных и иностранных фирм. Прибыль и риск, связанные с совме­стной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально доле средств, вложенных каждым участником. Совместные предприятия возникли в тор­говле, лег­кой промышленности, в области туризма, инжиниринга, оказания консульта­ционных и посреднических услуг.

Студентам следует понять, что в условиях рыночной системы хозяйствования организация объективно становиться основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая федеральные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержание социальных программ.

Каждая организация самостоятельно принимает решение, что, как и в каком количестве производить; где и как реализовывать товар; как распределять полученный доход. По всем этим вопросам организация принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие организации

2. Роль и значение организации в рыночной экономике.

3. Факторы, влияющие на развитие организации.

4. Назовите организационно-правовые формы организаций.

Наши рекомендации